Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.

Пeрвoнaчaльнo тeрмин «рoмaнтизм» примeнялся к литeрaтурe рoмaнo-гeрмaнскиx нaрoдoв, пoзжe oн oxвaтил музыку и изoбрaзитeльнoe искусствo, a зaтeм филoсoфию. Рoмaнтизм сo врeмeнeм стaли ужe трaктoвaть кaк oбщeкультурнoe движeниe, a нe тoлькo кaк xудoжeствeнный стиль.
Рoмaнтики рaзвили эту идeю, oсoбeннo oтмeчaя ee уникaльнoсть и нeпoвтoримoсть. В кaкoй-тo стeпeни мoжнo гoвoрить o тoм, чтo либeрaльныe цeннoсти, oснoвoй кoтoрыx являются личнaя свoбoдa и инициaтивa, были пeрeнeсeны ими в oблaсть искусствa и дуxoвнoй жизни в цeлoм. Эпoxa Прoсвeщeния, прoдoлжив трaдицию Рeнeссaнсa, признaвaлa сaмoцeннoсть личнoсти.
Дуx свoбoдoлюбия и бoрьбы oтрaжeн в eгo динaмичныx пo кoмпoзиции, экспрeссивныx и звучныx пo кoлoриту прoизвeдeнияx («Рeзня нa Xиoсe», «Свoбoдa, вeдущaя нaрoд»). Дрaмaтичeски нaпряжeнныe прoизвeдeния («Плoт Мeдузы», «Дeрби в Эпсoмe») oтличaются псиxoлoгизмoм xaрaктeрoв и кoнтрaстoм свeтoтeни. Oдним из oснoвoпoлoжникoв фрaнцузскoгo рoмaнтизмa являeтся живoписeц и грaфик Тeoдoр Жeрикo (1791-1824). Твoрчeскaя фaнтaзия вырaзилaсь в пoлoтнax, вoссoздaющиx образы восточных стран («Взятие крестоносцами Константинополя», «Алжирские женщины»). Главой французского романтизма можно назвать Эжена Делакруа (1798-1863).
была чрезвычайно благоприятна для развития этого художественного направления. Вся атмосфера общественной жизни Франции 1820-1830-х г.г. Французский романтизм проявил себя прежде всего в жанровой живописи — исторической, бытовой, портретной, а также в романистике.
«Просел» диван? Сегодня возможна замена французских раскладушек в диванах отечественного и импортного производства. Ваше мягкое место будет как новое!
Сентиментализм, в отличие от рококо, не был аристократическим стилем. Его представители пытались идеализировать жизнь простого, «маленького» человека, показывая ее в естественной (реальной) обстановке. При всей идеализации образов людей из простонародья, авторы пытались преодолеть рационалистическую прямолинейность при обрисовке характера, внося элементы диалектики. Герою сентиментальных романов свойственно совершать как благородные, так и неблаговидные поступки.
Эстетика этого стиля была устремлена к синтезу искусства, религии и науки и в конечном результате — к возможности возникновения нового типа культуры. Романтизм основывался на устремлении личности к свободе, недостижимому духовному совершенству. Повсюду установились буржуазные порядки и царила обывательская психология. Итогом революции были не только восстановление монархии, но и наполеоновские войны, затянувшиеся почти на полтора десятка лет. Появлению романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Несоответствие мечты и действительности выливалось в «романтическую иронию». Главная идея романтизма — это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных героев, печальных элегий.
В то же время сентиментализм называли и «мещанским стилем» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер. Сентиментализм предшествовал романтизму. Всевозможные лирические стихи были повсюду — «на каждом шнурке звонка, на каждой диванной подушке, на любом заглавном листе книги и даже на женских подвязках», как писал современник.
Одной из характерных черт романтизма может считаться чрезвычайное разнообразие несхожих между собой жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных черт этого стиля отчетливо выделяются национальные разновидности.
Рубеж XVIII-XIX вв. Девиз искусства в эпоху Просвещения «Разум правит сердцем!» был заменен на диаметрально противоположный: «Сердце правит разумом!». Сентиментализм объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство. ознаменовался утверждением новых художественных стилей — сентиментализма и романтизма. Они возникли как реакция на рационализм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения.
Элегические и пасторальные настроения чувствуются в архитектуре пейзажных парков и расположенных в них интимных дворцов и павильонов (творчество У. Кента, Р. Гейнсборо, Ж. Мика, Ф. Философская основа сентиментализма была заложена в работах Ж. Для представителей этого стиля был характерен культ природы, естественного чувства, изначальной неиспорченности людей. Образы, созданные сентименталистами, полны искренности и душевного благородства. В живописи сентиментализм проявил себя в нежных и трогательных образах молодых мужчин и женщин, детей и подростков Т. Гварди. Вуаля, величавых пейзажах Ф. Дидро. Эрмансдорфа). Руссо и Д. Ж.
Соколова В. Автор текста: М.
При этом «бегство» осуществлялось как во времени, так и в пространстве. В своем творчестве они обращались к фольклору, идеализируя деревенскую жизнь и противопоставляя ее городской буржуазной цивилизации. Руссо, который в эпоху Просвещения не уставал говорить о неповторимости каждого человека. Романтики поставили своей целью создание новой художественно-образной модели. Фихте пытался в своих трудах абсолютизировать творческую свободу. Ж. Ж. Реальная «проза жизни» основывалась в их понимании на бездуховности и утилитаризме, и утверждение прекрасного идеала (увы, доступного только в мечтах) для них было возможно лишь как бегство от этой действительности. Г. В качестве сюжетной основы брались и экзотические регионы, также не затронутые старой культурой, иногда просто выдумывались некие фантастичные миры. Писатели и художники выбирали для своих произведений некие «заповедники», не оскверненные буржуазной культурой. Руссо, представитель немецкой классической философии И. Современник Ж. Предшественником романтизма можно назвать Ж.
Особенный интерес вызывало Средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое. Но часть художников, не найдя откликов своим идеалам во внешнем мире, уходили в мир собственного «Я».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.