Держать карман шире: стало известно, где правительство возьмет деньги на повышение минимальной зарплаты

Прaвитeльствo пeрeдaлo в Вeрxoвную Рaду дoрaбoтaнный кo втoрoму чтeнию прoeкт бюджeтa нa 2017 гoд. Минфин учeл прaктичeски всe рeкoмeндaции дeпутaтoв, пoдгoтoвлeнныe в бюджeтнoм кoмитeтe и прoгoлoсoвaнныe в сeссиoннoм зaлe 20 oктября. Oни oбoйдутся бюджeту в дoпoлнитeльныe 2,8 млрд грн.

Oснoвнaя интригa крoeтся в пoвышeнии с 1 янвaря 2017 гoдa минимaльнoй зaрплaты (МЗ) вдвoe — дo 3200 гривeн. Вoзникшaя в oктябрe идeя o пeрeсмoтрe МЗ, нa рeaлизaцию кoтoрoй нeoбxoдимo бoлee 28 млрд гривeн, пoстaвилa рeбрoм вoпрoс o сoxрaнeнии бaлaнсa бюджeтa. Этo, в пeрвую oчeрeдь, интeрeсуeт и МВФ, прeдстaвитeли кoтoрoгo ужe втoрую нeдeлю нaxoдятся в Киeвe. Сoxрaнeниe бaлaнсa мeжду дoxoдaми и рaсxoдaми бюджeтa вoпрoс скoрee тeoрeтичeский, нa прaктикe жe бизнeс и экспeрты oжидaют тeнизaции рынкa трудa и зaрплaт пoслe нeзнaчитeльнoгo иx «oбeлeния» в рeзультaтe снижeния стaвки EСВ.

В рaспoряжeнии РБК-Укрaинa oкaзaлись рaсчeты Минфинa, из кoтoрыx стaнoвится пoнятным, гдe прaвитeльствo нaмeрeнo брaть дeньги нa пoвышeниe минимaльнoй зaрплaты с 1 янвaря 2017 гoдa. Пoдрoбнoсти в мaтeриaлe Нaтaльи Нeпряxинoй нa стрaницax РБК-Укрaинa.

Бюджeтныe прaвки

Прaвитeльствo улoжилoсь в срoки, oпрeдeлeнныe пaрлaмeнтoм для дoрaбoтки прoeктa бюджeтa-2017 кo втoрoму чтeнию, и пeрeдaлo всe прaвки в Вeрxoвную Рaду eщe 3 нoября. Eсть всe шaнсы, чтo втoрoй этaп гoлoсoвaния зa глaвный финaнсoвый дoкумeнт стрaны сoстoится нa слeдующeй сeссиoннoй нeдeлe – 15-18 нoября.

В нoвoй вeрсии прoeктa гoсбюджeтa Минфин учeл прaктичeски всe прeдлoжeния дeпутaтoв, кoтoрыe были приняты бюджeтным кoмитeтoм, a тaкжe дeпутaтaми в сeссиoннoм зaлe и зaкрeплeны пoстaнoвлeниeм «O вывoдax и прeдлoжeнияx к прoeкту бюджeтa».

Нaпoмним, изнaчaльнo дeпутaты пoдaли 1167 прaвoк нa сумму в 1 трлн гривeн. Сoглaсoвaнный с Минфинoм нынeшний oбъeм дeпутaтскиx «xoтeлoк» в рaзы мeньшe. Дoпoлнитeльныe рaсxoды сoстaвят всeгo 2,8 млрд гривeн.

Прaвитeльствo сoглaсилoсь увeличить финaнсирoвaниe для Вeрxoвнoй Рaды, Aдминистрaции прeзидeнтa, aнтикoррупциoнныx oргaнoв и прoкурaтуры. Кaбинeт министрoв гoтoв выдeлить ГПУ в двa рaзa мeньшe срeдств, чeм прeдлaгaли дeпутaты — 360 млн гривeн. Крoмe тoгo, бoльшe дeнeг будет выделено на приобретение медикаментов, проведение культурных мероприятий, приобретение оборудования для проведения таможенного контроля и пожарной техники.

Также согласился Минфин и с предложением увеличить объем отчислений в бюджет от Нацбанка в 2017 году на 4 млрд гривен – до 45 млрд гривен.  «Мы прислушались к предложению Верховной Рады, но отметили, что это необходимо согласовать с Нацбанком. Консультации у нас были, и мы верим в эту цифру», — заявил РБК-Украина замминистра финансов Евгений Капинус. Но, не дожидаясь окончательного согласования с регулятором, правительство уже заложил эти 4 млрд гривен в доходную часть бюджета. При этом в Нацбанке неоднократно заявляли, что изначально предусмотренные в проекте бюджета отчисления в 41 млрд гривен – это максимально возможный для них предел.

В списке неучтенных предложений: списание задолженности местных бюджетов перед госказной по среднесрочным займам, финансирование компенсаций по льготному проезду и выделение дополнительной дотации для создания образовательных округов.

Отказался Минфин увеличить доходы за счет легализации добычи янтаря. Объяснили это просто – из заложенных на 2016 год 1,5 млрд гривен поступлений от добычи в бюджет оказалось перечислено всего 1,3 млн гривен. В то же время чиновники поддерживают идею Минэкономразвития усилить уголовную ответственность за незаконную добычу янтаря и соответствующий законопроект уже согласован.

Не видит Минфин и возможности учесть в проекте бюджета-2017 дополнительный ресурс от продажи 4G лицензий, так как тендер на получение разрешительных документов будет проведен только в декабре 2017 года.

В целом доходы и расходы госбюджета увеличены на более, чем 15 млрд гривен по сравнению с первоначальной версией – до 721,4 млрд гривен и 790,4 млрд гривен соответственно.

Откуда возьмется минимальная зарплата

Основная интрига в обновленном проекте бюджета заключается в повышении минимальной зарплаты с 1 января 2017 года до 3200 гривен. Объявленная в конце октября премьер-министром Владимиром Гройсманом идея вызывает много вопросов и в, первую очередь, сбалансированности доходов и расходов. Как выяснилось, правительство обсуждало эту возможность и просчитывало риски последние полгода. Но почему-то не внесло его в первоначальный проект бюджета. Минфин в последние несколько недель продолжал интенсивно сводить баланс, и утверждал, что все сходится, но при этом расчетов никто не показывал. Единственное, что было озвучено – дополнительные расходы составят 28,3 млрд грн.

В распоряжении РБК-Украина оказались расчеты влияния повышенной минимальной зарплаты, которая будет выплачиваться с 1 января 2017 года, на частный бизнес, бюджетный сектор и госказну.

Согласно полученным данным в частном секторе на общей системе налогообложения зарплату получают 6 млн человек. По расчетам Минфина, увеличение минимальной зарплаты вдвое дает повышение фонда оплаты труда (ФОТ) на 30,5 млрд гривен для 2,6 млн человек, у которых уровень зарплаты ниже 3200 гривен. Это генерирует 5,5 млрд гривен единого соцвзноса и 7,4 млрд гривен налога на доходы физлиц, которые идут в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд.

Рост фонда оплаты труда увеличит потребительские расходы, в результате чего Минфин прогнозирует рост отчислений по НДС на 6,9 млрд гривен. В частности, от бюджетников — 4,4 млрд гривен, «частников» — 2,5 млрд гривен. В последнем случае, при расчетах учитывался рост ФОТ только по тем работникам, которые получают зарплату выше минимальной.

«Учитывая, что увеличиваются доходы наиболее необеспеченных слоев населения, то эти доходы будут направлены, прежде всего, на потребление: продукты питания, одежду, обувь и другие товары первой необходимости», — говорится в обоснования Минфина. Примечательно, что ни в Минфине, ни в Минэкономразвития не ожидают роста инфляции выше прогнозированного уровня в 8%.

Поскольку рост ФОТ по частному сектору в 30,5 млрд гривен будет учтен бизнесом в расходах, то ожидается сокращение уплаты налога на прибыль. Потери – 5,5 млрд гривен. Но поскольку, по данным налоговой отчетности за первое полугодие, количество прибыльных предприятий составляло 60%, то отрицательный результат 40% бизнеса не будет оказывать серьезного влияния на уплату налога и сумма потерь составит 3,3 млрд гривен.

Бизнес, зарегистрированный на упрощенной системе налогообложения, а в данном случае речь идет о 600 тысяч человек, заплатит в бюджеты 4,1 млрд гривен. Ставки единого налога напрямую зависят от минимальной зарплаты. Таким образом, дополнительные поступления от частного бизнеса в целом составят 20,6 млрд гривен.

В бюджетной сфере прогнозируемый рост фонда оплаты труда составляет 28,3 млрд гривен для 3,5 млн человек. Эти 28,3 млрд гривен как раз и являются прямыми расходами бюджета на финансирование повышенной минимальной зарплаты бюджетникам. Рост доходов вернется в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд поступлениями ЕСВ и НДФЛ — 14,6 млрд гривен.

Кроме того, рост зарплаты вдвое позволит снизить расходы на субсидии на 3,6 млрд гривен. Итого, если верить Минфину, бюджет «несбалансирован» всего на 400 млн гривен.

 

«Математический баланс по минимальной зарплате есть. А вот предположения по росту доходов и детенизации пугают. Кабмин рассчитывает, что 60% тех, у кого зарплата формально меньше, перейдут на этот уровень. Как следствие, минимальной соцльготы уже де-факто не будет. Плюс увеличение потребления, но без пересмотра ВВП и инфляции», — отметил собеседник издания в Администрации президента.

В МВФ, миссия которого уже вторую неделю работает в Украине, на данный момент расчеты подтверждают, заверяет источник в Минфине. «Они не воспринимали предыдущие варианты бюджета. Этот сначала тоже вызвал неприятие, но расчеты они подтвердили,- уточняет чиновник.- У них была обеспокоенность, что мелкий бизнес реально платит 1600 гривен и не в «конверте», и что они не смогут 3200 гривен выплатить. Мы сейчас даем им данные, которые развенчивают это опасение».

Минсоцполитики провел анализ и предоставил МВФ данные о сферах бизнеса, где сотрудники получают минимальную зарплату. Речь идет, в основном, о сфере услуг – ресторанах, отельном бизнесе, парикмахерских и косметологических салонах, строительном бизнесе. «Мы проверили несколько текущих строек, где реально идет активный процесс. По документам — 10 человек на минималке, а реально на объекте 100 человек работает. На одном случился несчастный случай и погибший вообще не был оформлен», — рассказывает источник в правительстве.

Исполнительный директор Союза украинских предпринимателей Екатерина Глазкова соглашается, что в целом идея повышения уровня минимальной зарплаты правильная. И средний бизнес, который работал и работает «в белую», платит зарплаты выше 3200 гривен и сам идет по пути повышения зарплат сотрудников, поддерживает предложение. Но к резкому повышению уровня минимальной зарплаты не готов малый и микробизнес, особенно в небольших городах. И он будет вынужден сокращать расходы на персонал.

«Чтобы не загнать таких предпринимателей еще больше в тень, правильнее было бы сделать повышение минимальной зарплаты поэтапным, например, на протяжении года. Правительству важно понимать, что такие решения нужно анонсировать не «сегодня на завтра», а как минимум за полгода, а то и за год. Спонтанные, громкие заявления не способствуют ни корректному бизнес-планированию, ни стабильности в стране», — уверена Глазкова.

Директор департамента развития соцстрахования Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой прогнозирует ряд рисков: сокращение штатного количества, перевод сотрудников на полставки, переход  в тень на «серые» и «черные» схемы».

«А как еще сокращать затраты? Или повышать стоимость продукции. Есть сферы, IT, например, где в стоимости заложено 20-30% затрат на оплату труда и повышать еще этот уровень значит, что продукция становится неконкурентной, — поясняет Кузовой. — Вот еще такой пример, рассказали на предприятии в Днепропетровской области. Сотрудник компании попросил перевести его на минимальную зарплату, а все остальное чтобы платили в «конверте», чтобы, таким образом, он смог претендовать на субсидию».

«Меня пугает, что нет расчетов по количеству людей, которые уйдут в тень от такого эффекта и как это повлияет на безработицу», — добавляет руководитель Офиса финансового и экономического анализа в Верховной Раде Виктор Мазярчук.

Первый замминистра экономического развития и торговли Юлия Ковалив уверена, что указанные выше риски безосновательны. Крупный бизнес, у которого и так зарплаты выше, чем 3200 тыс гривен, точно не пойдут на это, так как со стабилизацией экономики компании хотят иметь доступ к рынкам капитала. А для этого их бизнес должен быть «белым».

Кроме того, добавляет она, рассматриваются идеи о введении минимально налогового обязательства. И тогда бизнесу не будет иметь смысла переводить сотрудников на полставки, так как объем уплаты налогов будет фиксированный. 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.