Американская художница Мэри Кассат всегда считалась ученицей Эдгара Дега. Но выставка, которая откроется в Национальной Галерее искусства в Вашингтоне, призвана показать, что творческое влияние этих двух талантливых живописцев было взаимным.
Мэри Кассат — Автопортрет
Дега впервые встретил Кассат, родившуюся в Питтсбурге, но проведшую большую часть своей жизни в Париже, в 1877 году, когда он посетил её студию на Монмартре. «Он сразу понял, что у них была общая чувственность», — говорит куратор выставки, Ким Джонс. Тогда же Дега пригласил Мэри принять участие в выставке импрессионистов, которую он устраивал со своими единомышленниками – «независимыми» художниками. Это положило начало их отношениям. Конечно, Дега не пел ей серенады под окном, но они стали очень близкими друзьями, которые сохраняли уважение друг к другу до конца своей жизни. К сожалению, большая часть переписки, которую они вели все 40 лет своего общения, утрачена, поэтому точно определить границы их взаимоотношений не представляется возможным. Зато произведения, особенно те, которые они создали в период с конца 1870-х годов и до середины 1880-х годов, оставили веские улики их дружбы и сотрудничества.
В картине Мэри Кассат 1878 года «Девочка в синем кресле» мы видим маленького ребёнка, расслабленно раскинувшегося в объятиях бирюзового кресла. Произведение можно считать квинтэссенцией стиля Кассат. Однако последние исследования работы в инфракрасных лучах, проведённые Национальной Художественной Галереей в Вашингтоне, показывают, что на картине присутствуют мазки коллеги и друга Кассат — Эдгара Дега. Французский художник тонко изменил форму комнаты. Он убрал прямой угол из пересечения пола с задней стеной помещения, создав странное и неожиданное пространство.
После этого открытия команда экспертов Национальной Галереи решила продолжить исследования полотен обоих художников. Результатом стала выставка «Дега – Кассат», которая откроется 11 мая и наглядно продемонстрирует творческие отношения этой пары. В экспозиции будут представлены 70 работ художников, включающих живопись и графику, выполненную в смешанной технике и иллюстрирующую художественный диалог авторов.
Между 1879-89 годами Дега и Кассат много экспериментировали с новыми материалами и техниками, причем, нововведения первыми появлялись то у Дега, то у Кассат, но чаще, одновременно. Например, в картине Дега «Портрет после костюмированного бала», художник сочетает участки гладкого, матового пигмента с широкими мазками краски с эффектом «металлик», для создания неистовых текстурных поверхностей. Кассат использует эти же материалы в работах «Стоящая женщина с поклонником» и «Лидия, сидящая с вязанием на крыльце».
Анна Сидорова © Gallerix.ru