Прaвoслaвныe вeрующиe в Рoссии oтмeчaют oсoбый дeнь пaмяти усoпшиx — рaдoницу, кoтoрaя в этoм гoду приxoдится нa 10.мaя.
Рaдoницa oтмeчaeтся нa дeвятый дeнь пoслe свeтлoгo Xристoвa Вoскрeсeния, в тaк нaзывaeмый Фoмин втoрник. В нaрoднoй традиции этот день иногда называют Пасхой мертвых. Во всех православных храмах были заупокойные службы — панихиды, после которых принято ездить на кладбище, чтобы посетить могилы родных и близких. Старославянское слово «радоница» означает «радость», и Церковь в этот день призывает христиан не скорбеть по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их войти в вечную жизнь и будущему воссоединению.
Радоница — церковное установление. Обычай же ходить на кладбище в первый день Пасхи, которые еще и сегодня имеют многие россияне, сформирована в годы гонений на Церковь, когда люди не могли открыто посещать храмы в праздник Воскресения Христова и заменил таким образом свое участие в пасхальном богослужении. Поминая своих усопших на кладбище, они в то же время выразил веру в бессмертие души и всеобщее воскресение. Церковь со своей стороны не благословляет православных верующих идти на кладбище в день Пасхи, потому что смерть близких, особенно если это произошло недавно, вместо радости, которая приличествует этому дню, повергает человека в печаль.
Представители Церкви считают, что нет большого греха, если человек в день Пасхи молится за своих умерших родственников. Однако, превратив его в «день кладбища» — противоречит смыслу праздника и религиозной традиции.
В то же время обычаи Радоницы, имеют дохристианское происхождение. У древних славян в соответствующие дни существовал обычай, чтобы сделать трапезы на могилах родителей и близких родственников
А это у православных Ближнего Востока и Греции такая традиция отсутствует, хотя, по словам святителя Иоанна Златоуста (IV в.), Радоница отмечалась на христианских кладбищах уже в древности.
В годовом круге праздников Радоница занимает место сразу после Светлой седмицы. Это как говорить о том, что не нужно углубляться в переживания по поводу смерти близких. Наоборот, нужно радоваться их переходу в другую жизнь — жизнь вечную. Не случайно само слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость».
Предание говорит, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали мертвых. И только те, воскликнул: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»
Когда он пришел на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию — краткий молитва за упокой души умерших. Для совершения чина литии при поминовении умерших приглашают священника.
Затем вы можете убрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» — остаток язычества. Поэтому в православных семьях придерживаются его ничего не стоит. Еду лучше отдать нищему или голодному.
В христианстве есть особое почтение к кладбищам — места погребения. Не случайно покойные называются не умершими, а усопшими, т. е. уснувшими. В то время они восстанут из могилы, считают православные. Могила — это место будущего воскресения, и поэтому ее следует соблюдать в чистоте и порядке.
Обычай отмечать место погребения устройством над ним холма или небольшой насыпи идет из глубокой, еще дохристианской древности. Христиане переняли этот обычай, а могильный холм стали украшать Животворящим Крестом Господним, — победным знамением спасения. Крест ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было повернул лицо умершего. Крест на могиле — это благодатный символ бессмертия и воскресения. Он знаменует веру христиан в то, что если тело умершего находится на земле, то душа его на небе. Следует особо следить, чтобы крест на могиле не посмотрел, был всегда окрашен, чист и ухожен.