Земреформа: в КС показали проект решения с толкованием земельных статей Конституции

Судья Кoнституциoннoгo судa Сeргeй Сaс oбрaтился к укрaинцaм и пoкaзaл прoeкт рeшeния кaсaтeльнo тoлкoвaния зeмeльныx стaтeй Кoнституции.

Oб этoм пишeт ZN.UA

Кoнституциoнный суд 2 нoября в зaкрытoм рeжимe рaссмoтрeл дeпутaтскoe oбрaщeниe o рaзъяснeнии стaтeй 13 и 14 Кoнституции Укрaины, кoтoрыe кaсaются зeмли.

Судья Сaс пoкaзaл прoeкт рeшeния, взятый судoм зa oснoву в рaмкax дeлa o тoлкoвaнии этиx стaтeй Oснoвнoгo зaкoнa.

Кaк утвeрждaeт Сaс, официальное толкование указанных положений Конституции обеспечит возврат земельной реформы в конституционное русло и не позволит лишить украинцев «национального богатства, создание крупных землевладельцев и латифундий, а также не допустит лишения права собственности граждан Украины на землю».

Так, в проекте решения суда говорится, что закрепленные в статьях 13 и 14 Конституции положения выражают суверенную волю украинского народа на создание Украины как суверенного государства, в котором земля была признана объектом права собственности и основным национальным богатством украинского народа.

Также в КС считают, что по содержанию статей субъектом права собственности на землю являются исключительно граждане Украины. То есть иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю. Тоже самое касается и иностранных юрлиц, а также юридических лиц Украины, основанных иностранцами, другими государствами. Согласно проекту решения, международные организации также не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю.

«Как субъект права собственности на землю Украинский народ осуществляет распоряжение землей непосредственно через всеукраинский референдум в соответствии со статьей 73 Конституции Украины относительно изменения территории Украины. Других случаев непосредственного осуществления Украинским народом права собственности на землю через всеукраинский референдум в Конституции Украины не закреплено», — говорится в проекте решения.

При этом вопросы, охватываемые положениями статей 13 и 14, могут быть решены только путем внесения изменений в указанные положения Конституции.

Также КС считает, что право собственности украинцев на землю является абсолютным, неизменным, постоянным и поэтому не может быть ограничено какими-либо законами Украины, действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В проекте решения указано, что, согласно Конституции, Украинское государство обязано обеспечить каждому гражданину Украины возможность использования земли на праве собственности.

При этом равенство перед законом означает, что в законах должны быть определены одинаковые основания, условия, способы и порядок приобретения и реализации права собственности на землю среди одноименных субъектов, которыми являются исключительно граждане Украины.

В КС также считают, что государство и территориальные общины не могут выступать субъектами права собственности на «земную поверхность суши с верхним плодородным слоем почвы». Они обязаны только осуществлять права собственника на землю от имени граждан, регулировать переход права собственности с соблюдением принципа сочетания собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя в одном лице, а также обеспечивать охрану земли как объекта права собственности и основного национального богатства украинского народа в интересах нынешнего и грядущих поколений.

Кроме того, в проекте решения указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны действовать в предусмотренных Конституцией и законами Украины пределах полномочий и способом, которые бы исключали любые возможности чрезмерной концентрации значительных площадей земли и создание латифундий на праве собственности на землю у одних украинцев по сравнению с другими.

«Предусмотренное в первом предложении части первой статьи 14 Конституции Украины понятие «земля» необходимо понимать в контексте нормы первого предложения части первой статьи 13 Конституции Украины как объект права собственности Украинского народа», — говорится в документе.

При этом правовая сущность закрепленных в этой норме Конституции Украины понятий «основное», «национальное», «богатство» заключается в том, что земля имеет для украинского народа «исключительную и очень важную экономическую, социальную, экологическую, духовную, историческую ценность по сравнению с другими богатствами, принадлежащем украинскому народу на праве собственности и подлежит распределению через общественные фонды потребления».

В то же время, согласно проекту решения, одним из главных обязанностей государства перед украинским народом является обеспечение повышения плодородия почв, рациональное использование, сохранение, воспроизведение и охрана природных свойств земли.

«Закрепленное в части первой статьи 14 Конституции Украины словосочетание «находится под особой охраной государства» предусматривает, что государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления в определенных Конституцией Украины пределах должно обеспечить специальный правовой режим доступа к земле — объекта права собственности Украинского народа — и ее охрану и защиту как территориальной основы суверенитета Украины», — указано в проекте решения.

Напомним: 4 мая в Конституционный суд поступило представление от 48 народных депутатов о признании неконституционным закона об обороте земель сельхозназначения.

2 ноября Конституционный Суд отменил запланированное собрание судей и рассмотерл это предстваление.

Однако, когда председатель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия встретился с главой КС Александром Тупицким, тот заверил, что Суд не планирует в ближайшее время рассматривать представление нардепов о неконституционности закона о земле.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.