Умер Александр Аскольдов — создатель великого фильма

фoтo: кaдр из видeo

Oн умeр и oстaвил нaм всeгo oдин, нo пo истинe истoричeский фильм «Кoмиссaр». Этoт xудoжeствeнный фильм o Грaждaнскoй вoйнe стaл жeртвoй идeoлoгичeскoй вoйны. A мoжeт быть (eщё oбиднee) — жeртвoй зaвистникoв, дoнoсчикoв и чинoвникoв, кoтoрыe идeoлoгиeй прикрывaют свoю пoдлую трусoсть.

В 1937 гoду — кoгдa eму былo 5 лeт — aрeстoвaли eгo oтцa.

В 1967 гoду — кoгдa eму былo 35 — aрeстoвaли eгo фильм.

«Кoмиссaр» (снятый пo мотивам рассказа Василия Гроссмана) был запрещён и уничтожен. Но Аскольдов успел украсть с киностудии одну копию. Но те, кто об этом знал, не выдали, не продали. Иначе его бы ещё и посадили за хищение государственной собственности.

И у других режиссёров случалось, что фильм клали на полку, но им всё же давали снимать следующие. «Случай Аскольдова» — иной. Ему навсегда запретили быть режиссёром; выгнали с работы, что называется, с волчьим билетом. Больше фильмов он не снял.

В 1987 году — когда ему было 55 — Перестройка и Гласность изменили судьбу. Старую плёнку подреставрировали, пропавшие сцены досняли, и «Комиссар» стремительно завоевал мир.

Кроме потрясающего сюжета времён Гражданской войны, кроме блестящей режиссуры (а это был дебютный фильм Аскольдова) зрителей покорили гениальные актерские работы: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Василий Шукшин…

Награды хлынули золотым дождём:

— «Серебряный медведь» — Берлинский кинофестиваль;

— приз ФИПРЕССИ и другие;

— четыре «Ники»: лучшая мужская роль — Ролан Быков; лучшая роль второго плана — Раиса Недашковская; лучшая операторская работа — Валерий Гинзбург; лучшая музыка — Альфред Шнитке;

— Гран-при. Международный кинофестиваль, Израиль;

— Гран-при. Международный кинофестиваль, Франция;

— Гран-при. Международный кинофестиваль, США;

— номинация на «Оскар»;

— «Фильм года» в ФРГ, Швейцарии, Швеции, ГДР;

— торжественный показ в Конгрессе США;

Нонна Мордюкова за роль в «Комиссаре» названа одной из десяти лучших актрис ХХ века (Британская энциклопедия, Лондон).

Кроме знаменитых актёров в «Комиссаре» замечательно сыграли совсем маленькие дети. Смешной, трогательный и жуткий кадр: по улице городка грохочут пушки, а на обочине писает чумазая мелюзга в рубашонках до пупа. План длится долго, чуть ли не целую минуту; камера переводит взгляд с огромных пушечных стволов на крошечные детские (не знаю, как сказать)… и зритель начинает понимать, что скоро этим детям конец. Кто видел — не забудет, кто не видел — посмотрите; Голливуду такого не снять никогда.

Через месяц Аскольдову исполнилось бы 86. Он умер и унёс с собой невероятное количество невероятных историй про то, кто и как ворочал тут культурой, литературой, кино и политикой. Про то, кто и как ворочал нашей жизнью.

Те, кто бывало сидели у него за столом, каждый раз жалели, что нет в руках ни видеокамеры, ни магнитофона. При каждой встрече он рассказывал потрясающие истории (каждая — готовое кино) и обещал дать для печати хоть небольшой фрагмент мемуаров. Но каждый раз, когда поддатые гости начинают прощаться, Аскольдов говорил: «Не сейчас. В другой раз». И так годами. Зла не хватало…

Юрий Норштейн бесконечно его уговаривал: «Саша, давай я поставлю камеру, всё запишется, хоть сто часов». А в ответ опять: «Не сейчас. В другой раз».

Всё. Другого раза не будет. Но остались его записи, его архив. Если хоть часть будет опубликована, мы в тот момент с запоздалой горечью поймём, какого человека потеряли. Человека, которому злая судьба не дала работать, но снять «Комиссара» всё же дала.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.