Украинцам предлагают рецепты «энергетического благополучия»

Вeрxoвнaя Рaдa принялa в пeрвoм чтeнии рaмoчный зaкoнoпрoeкт №4507 «Oб энeргeтичeскoй эффeктивнoсти». Дoкумeнтoм oпрeдeлeн кoмплeкс мeрoприятий для пoстeпeннoгo — гoд зa гoдoм — снижeния oбъeмoв пoтрeблeния гoтoвoй энeргии и всex бeз исключeния энeргoрeсурсoв. Прeждe всeгo, гaзa и элeктричeствa. Рeчь кaк o «кнутax», тaк и o «пряникax» (пooщрeниe и жeсткий кoнтрoль) для мeстнoй влaсти и крупнoгo бизнeсa. Нaпримeр, вoзмoжнoстeй для пoлучeния гoспoддeржки нa рeaлизaцию мeр пo энeргoэффeктивнoсти стaнeт бoльшe. Нo при этoм кaждыe 4 гoдa субъeкты xoзяйствoвaния дoлжны будут прoxoдить энeргoaудит. Срeди приoритeтoв — внeдрeниe прoгрaмм энeргoмeнeджмeнтa и устaнoвкa систeм интeллeктуaльнoгo учeтa энeргии.

Пo oцeнкaм oтрaслeвыx экспeртoв, рeaлизaция прeдусмoтрeнныx мeр пoмoжeт xoтя бы частично решить проблему бесхозяйственности и переплат в коммунальной сфере, а также снизить себестоимость производимой в Украине продукции. Это, убеждены авторы законопроекта, будет стимулировать внутренний потребительский спрос на отечественную продукцию и повысит ее конкурентоспособность на внешних рынках. Глобальная же цель — достижение европейских стандартов в энергопроизводстве и потреблении, повышение уровня жизни населения благодаря сокращению расходов на оплату энергоресурсов, усиление энергонезависимости и энергетической безопасности государства.

Ежегодно €8 млрд «из воздуха»: только благодаря экономии энергоносителей

Высокой стоимостью энергоресурсов в Украине не возмущается разве что ленивый. Тем более, в отопительный период, когда уровень их потребления существенно возрастает. Критикуют власти, владельцев генерации, импортеров, операторов сетей и поставщиков. Как на бытовом уровне — видя бешеные цифры в «платежках». Так и на производственном — констатируя, что высокая стоимость энергии часто нивелирует любые конкурентные преимущества произведенных в Украине товаров. При этом далеко не в каждом обращении, публикации в СМИ или выступлении политиков на эту тему (не говоря уже о постах в соцсетях и разговорах «на кухнях») упоминается об одной из главных причин «энергодороговизны» — чуть ли не рекордном по мировым меркам уровне потребления энергоресурсов на душу населения и чуть ли не самой высокой энергоемкости отечественных коммунального хозяйства и промышленности. Тогда как рецепт «энергетического благополучия» любой национальной экономики давно известен:

Обеспечение внутренних потребностей благодаря собственной добыче энергоресурсов или диверсификации их поставок из-за рубежа.

Свободная конкуренция и справедливая рыночная — не монопольная, а не спекулятивная и не популистско-манипулятивная — цена на энергоносители.

Достойный уровень доходов населения, при котором энергопотребление не «съедает» львиной доли бюджетов домохозяйств.

Энергоэффективность и низкий процент затраченной энергии в себестоимости изготовленной продукции — как в составе отдельных товаров и услуг, так и в единице национального ВВП.
Конечно же, есть и другие примеры. Когда потраченные ресурсы никто не считает, но и если и считает — то формирует цены «для своих» нерыночным образом. Но, в основном, касается это государств, которые не только полностью обеспечивают собственные потребности в энергоресурсах, но и являются их экспортерами. И которые именно благодаря добыче и продаже энергоносителей формируют свои национальные фонды богатства и развития (например, Норвегия, ОАЭ или Саудовская Аравия) или используют углеводороды как инструмент внутренних и внешних политических влияний (как Россия). Украина же к таким энергетически «одаренным» странам не относится. Поэтому мы и должны действовать так, как те игроки, которые, имея недостаточные объемы собственного энергетического ресурса или не имея его вообще, чувствуют себя вполне энергонезависимыми и защищенными.

Украина вроде бы и движется в правильном направлении. Иногда даже демонстрируя успехи и уже имея за плечами «локальные победы». К примеру, еще в 1994 году приняли довольно прогрессивный для того времени Закон «Об энергосбережении», заменой которому, по замыслу авторов, и станет новый законодательный акт. Потом утвердили законодательство, регулирующее отдельные сегменты энергорынка. В последние годы много сделано, чтобы избавиться от российской «газовой иглы», либерализованы (другое дело, не безупречно) рынки газа и электроэнергии, принято законодательство о коммерческом учете в различных сегментах энергетики и ЖКХ, периодически утверждались программы поддержания собственной добычи и переработки энергоресурсов.

Но. Эти программы не всегда выполнялись должным образом. Поэтому рынки остались преимущественно монополизированными. Плюс популизм политиков, которые в угоду электорату, вводили искусственные регулирования и ограничения. В результате — вместо современных моделей энергопотребления, которые в той или иной степени удалось имплементировать во многих странах, в девяностые также начинавших вместе с нами двигаться «от совка», — имеем довольно неприглядный энергетический статус-кво. К примеру, на производство тепла, воды и водоотведения в Украине идет втрое больше энергии, чем в европейских государствах. В структуре тарифов в Европе эти расходы составляют 18%, у нас — 40-50%. «Страна ежегодно потребляет около 92 млн тонн нефтяного эквивалента энергии и имеет одну из самых энергоемких экономик в мире. Почти половина (44%) производимой и импортируемой энергии теряется при ее преобразовании и транспортировке до финального потребителя, что на 12% выше, чем в странах ЕС. Потенциал сокращения затрат энергии при потреблении может достигать 60%. Только по оценке в трех секторах — жилищном, бюджетном и поставке энергии (вместе около 63% энергобаланса Украины) — потенциал сбережения составляет около 19 млн тонн нефтяного эквивалента (или 8 млрд евро) ежегодно», — отмечают в Пояснительной записке авторы «энергоэффективного» законопроекта.

Получается, ежегодно страна может экономить на энергоресурсах и продуктах их переработки более 260 миллиардов гривень! Это — в пять раз больше, чем предусмотрeно в Государственном бюджете-2021 на жилищно-коммунальные субсидии. И более чем втрое превышает объемы задолженности населения за коммунальные услуги, сформировавшейся к началу этого года (73 млрд. грн). То есть если действенные меры по энергоэффективности были бы воплощены раньше, о проблеме задолженности в энергетике и ЖКХ (упрощенно) можно было бы забыть. А заоблачных цифр в наших «платежках» уж точно не было бы. Но, с одной стороны, сослагательное наклонение для реальной жизни не годится. С другой — лучше поздно, чем никогда. Поэтому давайте разберемся, что предлагают авторы законопроекта, чтобы изменить ситуацию. И при каких условиях эти предложения могут сработать.

«Три кита» энергоэффективности

Законопроект, призванный навести порядок в вопросах энергоэффективности, довольно объемный. Он содержит много специальных и не совсем понятных широкой общественности терминов. И, конечно же, — куда без этого в отечественном законодательстве — общих фраз. Остановимся на конкретных предложениях и механизмах, которые упоминаются в документе. Среди них:

В Украине нужно создать (очевидно, на базе структур, уже работающих в этой области) центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. Среди его функций — контроль и расчет целевого показателя ежегодного сокращения потребления энергии. Как отдельными предприятиями, учреждениями и организациями, так и экономикой страны в целом. Другая задача — контроль за проведением и учет энергоаудитов, порядок проведения которых также определять будущий закон. База данных энергоаудитов, согласно проекту, должна быть в бесплатном доступе на официальном сайте новой структуры.
Предусмотрено создание института энергоаудиторов. Специалистов, которые будут заниматься вопросами энергоэффективности, проводить аудит и сертификацию.

Внедрение в органах власти систем энергетического менеджмента. Для анализа потребления энергоресурсов, планирования, реализации и мониторинга мер по энергоэффективности.
Государство будет стимулировать повсеместное установление интеллектуальных систем учета. Прежде всего, операторами передающих и распределительных систем. Ведь львиная доля потерь энергоресурсов связана именно с их небрежной транспортировкой. В то же время будет стимулировать и установку таких систем непосредственно потребителями энергоресурсов.
В Украине будет действовать Национальная система мониторинга и верификации экономии энергии и Фонд энергоэффективности.

А еще законопроектом предлагается внести изменения в Закон Украины «Об энергетической эффективности зданий». Документ планируют дополнить статьей 15-1 «Стратегия термомодернизации зданий», которую Правительство должно утвердить на период до 2050 года.

В целом же украинцам пора понять, что энергоэффективность и снижение затрат на производство тепловой энергии, воды и водоотвода — самый надежный способ снижения тарифов, — говорят эксперты. Причем, мы должны быть готовы к тому, что на начальном этапе реализации соответствующих реформ ожидаемого эффекта может и не быть. По подсчетам, первые положительные результаты запланированных изменений получим самое раннее через 3-5 лет. А в по-настоящему качественные изменения можно рассчитывать где-то через полтора десятилетия.

Владислав Обух, Киев

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.