Маленькая девочка вздрогнула. Слишком молодая, чтобы сидеть неподвижно, она ёрзала внутри жёсткой шелухи своего платья. Белые волосы и ресницы, такие же, как у мальчика рядом, выдавали в них брата и сестру. За всем этим наблюдал бородатый, экстравагантно одетый мужчина в турецком костюме. Этим мужчиной был швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789), гений пастельных портретов.
Madame Marie-Adélaïde de France
Скучающий подросток, уставшая и печальная вдова, высокомерная леди или лорд, оставшийся в душе малолетним хулиганом, — все они смотрят на нас с портретов Лиотара как с фотографических карточек, настолько правдивы их влажные губы, непокорная бахрома платья и блеск украшения из натуральных камней. В руках Лиотара пастель оживает и становится свободной, быстрой, в противоположность медленной и тяжелой олифе. Вот почему в очередь к художнику записывалась вся элита Европы — от коронованных особ до первых красавиц и представителей просвещённой интеллигенции.
Сама фигура художника вызывала у публики восторг своей странностью. Автопортреты изображают его улыбающимся, с щербатым ртом, закутанного в турецкие одежды или в высоких меховых шапках. Его борода напоминала огромное гнездо, пока он не сбрил её, женившись в возрасте 54 лет на женщине, гораздо моложе себя.
Автопортрет
Один английский критик однажды с издевкой заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и это правда. Во многом благодаря своим автопортретам он и приобрёл себе славу. Он был прекрасным портретистом, мастером выразительной жестикуляции и мимики. Посмотрите на портрет его маленькой дочери: прижимая куклу, она подняла один палец, как бы предупреждая — тишина, мой ребёнок спит!
Сын французских гугенотов, бежавших в Женеву, Лиотар первоначально обучался в качестве миниатюриста, а затем переехал в Париж. Далее последовали Рим, Венеция, Амстердам и даже Румыния — везде были готовы заплатить за его портреты. Его самым крупным клиентом была императрица Мария Терезия в Вене. Ёе детей он нарисовал на полупрозрачной бумаге, добившись необычного, нежного блеска: личность каждого ребёнка будто просвечивает сквозь бумагу.
Мария Фредерика ван Реде-Атлон
Императрица всегда брала эти портреты во все свои путешествия. Во многом это способствовало распространению славы о художнике по всей Европе. Кроме пастели, Лиотар использовал в работе и мел, и краски, и эмаль. В каждой своей работе художнику удавалось находить что-то новое, свежее, раскрывающее нам личность каждой его модели.
«Шоколадница»
Пожалуй, мало кто не знаком с самой популярной работой художника, знаменитой «Шоколадницей» («La belle chocolatière»), портретом Анны Бальдауф. Но как придворный живописец, рисовавший саму мадам де Помпадур, снизошёл до портрета никому не известной девушки? Легенды окутывают эту историю, и по одной из них красавица Анна, работавшая в одной из венских кондитерских (по другой версии, она была камеристкой императрицы), сразила наповал принца Дитрихштейна, который вопреки обществу и семье женился на девушке и заказал её портрет самому модному художнику. Портрет оказался настолько удачным, что мгновенно стал логотипом — одним из первых в истории экономики. Сегодня это изображение украшает сеть кофеен «Шоколадница».
Множество легенд связано и с жизнью самого Лиотара, его отношениями с женой и родственниками, и даже с самим фактом его рождения. Возможно, следствием этих тайн стало то, что до сих пор в Европе не было ни одной полноценной выставки его картин. Этот факт был исправлен только недавно — в Великобритании открылась первая крупная экспозиция пастелей и эмалевых миниатюр Жана-Этьена Лиотара.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
- Неизвестный автопортрет Люсьена Фрейда передан государству в счет уплаты налога на наследство
- В ГМИИ им. Пушкина открыта выставка новых поступлений графических произведений
- Подведены итоги 37-го ММКФ
- XIV Международный фестиваль балета DANCE OPEN: искусство в чистом виде
- Русский пейзаж