Вынужденная мера: как Кабмин снизил цену электроэнергии для крупного бизнеса

Пoслe зaпускa рынкa элeктрoэнeргии с 1 июля цeны для прoмышлeннoсти вырoсли нa 20-25%. Крупный бизнeс бьeт трeвoгу из-зa увeличeния сeбeстoимoсти eгo прoдукции и пaдeния ee кoнкурeнтoспoсoбнoсти нa внeшниx рынкax. Срeди прoчиx, прoблeмы вoзникли у фeррoсплaвныx зaвoдoв Игoря Кoлoмoйскoгo.

Oкaзaвшись пeрeд рискoм oстaться бeз рaбoты, сoтрудники прeдприятий oдиoзнoгo oлигaрxa пытaются зaблoкирoвaть рaбoту нoвoгo рынкa в судax и устрaивaют митинги в стoлицe. Пoслe нeскoлькиx нeдeль мoлчaния в ситуaцию вмeшaлся Кaбмин, пoпытaвшись в ручнoм рeжимe снизить стoимoсть э/э и пeрeсмoтрeть oбязaтeльствa для энeргoкoмпaний. 

Кaбинeт министрoв 14 aвгустa измeнил услoвия спeциaльныx oбязaтeльств (PSO) для энeргeтичeскиx кoмпaний, утвeрждeнныx прaвитeльствoм eщe в нaчaлe июня.

Спeциaльныe oбязaтeльствa Кaбмин ввeл в прeддвeрии зaпускa рынкa элeктрoэнeргии, чтoбы нe дoпустить пoвышeния цeн нa э/э для нaсeлeния с 1 июля. Рeжим PSO, пo зaмыслу чинoвникoв, рaссчитaн на период с июля этого года и до конца декабря 2020 года, он будет распространяться на компании «Энергоатом», «Укргидроэнерго» и «Укрэнерго».

Среди прочего, вводя спецобязательства в июне, Кабмин поручил «Энергоатому» продавать на электронных аукционах для потребностей населения не более 75% своей электроэнергии по фиксированной цене. Для «Укргидроэнерго» этот показатель составил не более 20%. Еще 15% «Энергоатом» продавал «Укрэнерго» и облэнерго (ОСР) для покрытия их потерь в сетях. Но вчера правительство пересмотрело долю «Энергоатома» по PSO, снизив ее до 65%, а на потери — до 10%. Это предусмотрено постановлением, внесенным с «голоса» министром энергетики и угольной промышленности Игорем Насаликом.

Появление у «Энергоатома» дополнительных объемов электроэнергии в теории должно привести к снижению цены во всем энергорынке. С этой целью также были снижены и граничные цены для «Энергоатома» с 56,7 копеек/кВт*час до 51,2 копеек/кВт*час. Но пересмотр цен может увеличить выручку «Энергоатома», поскольку у него уменьшилась доля обязательных продаж и компания может больше э/э продавать в свободном рынке.

С другой стороны, увеличение объемов электроэнергии в рынке будет способствовать росту тарифа НЭК «Укрэнерго» и облэнерго, поскольку им придется тратить больше средств на покрытие потерь э/э по рыночным ценам. Ранее, согласно PSO, «Укрэнерго» покупало 15% электроэнергии «Энергоатома» для покрытия технологических расходов в сетях.

По мнению руководства «Укрэнерго», министерский вариант не гарантирует рост конкуренции в рамках нового рынка электроэнергии, равно как и не дает уверенности, что цены для промышленности снизятся, как на то рассчитывают в Минэнерго. Более того, не исключен вариант, что цена вообще может вырасти.

Кроме того, в «Укрэнерго» обращают внимание, что есть и второй вариант снижения цены для промышленности, разработанный регулятором – Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Изменения, предложенные НКРЭКУ, в краткосрочной перспективе могут привести к снижению цены для промышленности на 180-200 грн/МВт*час. Для этого предлагается снизить тариф «Укрэнерго» за счет компонента, который предусмотрен для компенсации производителям электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Взамен для компенсации по ВИЭ предлагается перенаправить часть электроэнергии «Энергоатома» и «Укргидроэнерго», повысив их долю по спецобязательствам.

Вариант НКРЭКУ еще больше выводит из конкурентной среды рынок электроэнергии и заставит промышленников покупать больше дорогой энергии, произведенной тепловыми электростанциями. «Такой вариант не очень похож на рыночные отношения, но как быстродействующая и кратковременная мера на 2-3 месяца вполне подходящий», – считает глава «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук.

Камень преткновения

Предварительные расчеты «Укрэнерго» еще до запуска новой модели энергорынка показывали, что рост цен для промышленности будет в пределах 28%-30%, а в отдельных случаях и больше 30%. После запуска рынка оказалось, что цена выросла несколько меньше. Рост составил 20%-25%, что стало самым крупным моментальным повышением цен на электроэнергию за последние 25 лет. В результате стоимость электроэнергии для больших промышленных потребителей в Украине превысила стоимость для таких же потребителей в Центральной Европе. А в некоторых случаях и для потребителей Западной Европы, что негативно влияет на конкурентоспособность нашей промышленности.

Изменения коснулись ферросплавных заводов, принадлежащих олигарху Игорю Коломойскому. Они потребляют порядка 5-6% всей электроэнергии в Украине. И у них есть одна важная особенность. Потребляя энергию непосредственно от сетей «Укрэнерго», значительную часть энергии они используют в ночное время, когда нагрузка на сети минимальна, а цена на энергию самая низкая. Но запуск новой модели рынка электроэнергии полностью лишил их этого преимущества.

«Ферросплавные заводы имеют огромное потребление электроэнергии. В себестоимости нашей продукции она составляет более 30%. Имеющийся вариант закона об энергорынке был принят преждевременно. Сейчас появилось много вопросов, которые надо было решать еще до принятия закона», — говорит глава правления «Никопольского ферросплавного завода» Владимир Куцин.

Если эти производства остановятся, то запустить их заново будет крайне сложно без дополнительных денежных затрат и времени. Кроме того, есть риск оттока кадров, говорят на заводах. «Прошлая остановка нашего завода привела к увольнению 2,2 тысячи человек, а четвертый цех запускался целых два года», — пояснил глава правления «Запорожского завода ферросплавов» Павел Кравченко.

Украинская ассоциация предприятий водопроводно-канализационного хозяйства «Укрводоканалэкология» в свою очередь допускает переход на почасовую подачу воды уже с 20 августа. «Если мы слышим, что водоканал отключен от электроэнергии, причина одна — не покрывается тариф, нет средств для расчета. Если с 20 августа некоторые города будут заявлять о переходе на почасовую подачу воды, чтобы все понимали эту причину», — заявила вице-президент ассоциации Ольга Бабий.

Ключевая претензия и требование промышленников заключается в том, чтобы исключить из тарифа «Укрэнерго» компенсацию для генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Но положение о компенсации – это прямая норма закона об энергорынке, который предусматривает, что компенсацию в разнице цены между гарантированным тарифом ВИЭ и рыночной ценой на электроэнергию осуществляет «Укрэнерго». Соответственно, без внесения изменений в закон эту норму изменить нельзя.

Изменить механизм компенсации ВИЭ может новый состав парламента, который начнет работать только в сентябре. Стоит отметить, что компенсационная компонента тарифа «Укрэнерго» существовала и до внедрения энергорынка. Компенсация включалась НКРЭКУ в состав оптовой рыночной цены (ОРЦ), а платежи осуществлялись другими предприятиями.

После запуска рынка тариф «Укрэнерго» с учетом компенсации ВИЭ вырос на 70-75 грн за МВт*час без НДС. Компенсация ВИЭ в I полугодии составила 164 грн за МВт*час, а сейчас это порядка 226 грн за МВт*час. «Станций ВИЭ становится больше, энергии они производят больше, поэтому и размер компенсации резко возрастает», — говорит Всеволод Ковальчук.

Перекрестное субсидирование и PSO

Очень важный вопрос, без которого не решить проблему роста цен на энергию для промышленности, заключается в устранении перекрестного субсидирования населения за счет предприятий. Переходные положения закона об энергорынке предусматривают, что НКРЭКУ обязана была с 1 июля прекратить перекрестное субсидирование разных потребителей. За счет роста цены для населения цена для промышленности должна была снижаться. Полученная общая цена должна была оказаться средневзвешенной между ценой для населения и коммерческими потребителями.

Но отказа от перекрестного субсидирования не произошло. «Если конечная цена на электроэнергию для населения и промышленности отличается в 2,5 раза, то энергия как товар – в 8-9 раз. Это создает перекрестное субсидирование на сумму 50 млрд грн или 20% от стоимости всей электроэнергии в стране, что и ложится дополнительной тяжестью на промышленность», — уточнил Всеволод Ковальчук.

Учитывая всю непопулярность повышения тарифов на электроэнергию для населения, нужно понимать, что электроэнергия присутствует в себестоимости всех товаров. По оценкам участников рынка, более 80% всей поставляемой электроэнергии в стране включается в себестоимость товаров и услуг, которые реализуются на внутреннем рынке. Поэтому население, сэкономив несколько десятков гривен в платежке, расплатится повышением цены на любой конечный продукт или услугу, в том числе и массового потребления, как продукты питания, проезд в муниципальном транспорте и коммунальные услуги.

Проблема перекрестного субсидирования возникла не сейчас, а постепенно вызревала на протяжение последних нескольких лет еще при прежних правилах энергорынка. Именно в этот период начал действовать скандальный принцип ценообразования на электроэнергию «Роттердам+». Как известно, в сентябре 2016 года было последнее повышение цены на электроэнергию для населения, которым перекрестное субсидирование, существовавшее до 2014 года, было нивелировано.

Однако уже в конце 2016 года при введении формулы «Роттердам+» расчет цены электроэнергии привязали к стоимости угля на товарной бирже в городе Роттердам (Нидерланды) и его доставки к границам Украины. Основную выгоду здесь получил Ринат Ахметов, который сконцентрировал в своей собственности 70% всей тепловой генерации и около 80% добычи энергетического угля. Практически весь уголь добывался на территории Украины, а полученная сверхприбыль шла в энергетический дивизион Ахметова – компанию ДТЭК.

Если для промышленности цена электроэнергии росла в соответствии с формулой «Роттердам+», то для населения правительство не решалось продолжать повышать цену на электроэнергию. Все тяготы по субсидированию граждан легли на плечи государственной компании НАЭК «Энергоатом», которая производит порядка 55% всей электроэнергии в стране. Но с запуском новой модели энергорынка вопрос перекрестного субсидирования необходимо было как-то решать. И пока выходом из ситуации стали уже упомянутые специальные обязательства для трех компаний. В итоге, большая часть произведенной «Энергоатомом» электроэнергии была выведена за пределы рынка, а промышленность была вынуждена покупать больше дорогой электроэнергии у тепловой генерации.

Максим Нечипоренко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.