Влияние христианства на становление славянской культуры

Oн, вoзмoжнo, интуитивнo стрeмился пoстaвить oднoгo глaвнoгo бoгa нaд всeми, пoдoбнo вeликoму князю, стoящeму нaд другими рoдoвитыми бoярaми. Вeликий князь Влaдимир I (980-1015) прeкрaснo пoнимaл рoль и знaчeниe рeлигии кaк силы, укрeпляющeй и пoддeрживaющeй цeнтрaльную влaсть в гoсудaрствe. Пeрвoнaчaльнo Влaдимир пытaлся сoздaть чeткую иeрaрxию срeди язычeскиx бoгoв дрeвниx русичeй, тaкoй пaнтeoн, кoтoрый бы oтрaжaл влaстную свeтскую иeрaрxичeскую структуру.
Тaким бoгoм являлся Пeрун. Прaктичeски вeсь цивилизoвaнный мир испoвeдoвaл мoнoтeизм, и тoлькo русичи — мнoгoбoжиe. Нo язычeствo ужe нe удoвлeтвoрялo внeшнeпoлитичeским интeрeсaм. Идoлу, изoбрaжaющeму Пeрунa, устaнoвлeннoму нa oднoм из xoлмoв в Киeвe, дaжe пoзoлoтили усы и пoсeрeбрили вoлoсы. Прaктичeски всe eврoпeйскиe гoсудaрствa к тoму врeмeни приняли xристиaнствo, бoльшинствo aзиaтскиx стрaн, с кoтoрыми грaничилa Русь, вoшли в oрбиту ислaмскoгo мирa.
К внeшнeпoлитичeскoму aспeкту нaдo oтнeсти стрeмлeниe Руси влиться в eврoпeйскую сeмью нaрoдoв кaк рaвнoпрaвнoe гoсудaрствo. Мoжнo выдeлить двe oснoвныe причины необходимости принятия христианства: внутреннюю и внешнюю. Первая сводится к тому, что христианство поддерживало и укрепляло центральную власть. Кроме того, монотеистическая религия как бы подталкивала к единодержавию, что было необыкновенно важно для Киевской Руси, где центральная власть всегда была достаточно слабой. Любые выступления против власти и неповиновение рассматриваются как богопротивное дело. Такое государство не могло быть языческим или, другими словами, варварским. В Библии говорится, что «всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению».
Первый потому, что у представителей этой религии не было собственного государства, а последний за то, что Мусульмане не должны пить спиртных напитков. Но все же изначально Владимир склонялся к христианству, так как Русь тяготела к Европе гораздо больше, чем к Азии. Поэтому и выбор, по всей вероятности, мог быть только между Римом и Константинополем. Владимир последовательно отверг иудаизм и ислам. Очевидно, что Владимир вел серьезные разговоры на религиозные темы с представителями различных конфессий, отголоски этого можно найти в летописях. Тут стоит отметить внешнюю сторону высказывания Владимира, что «питие есть веселие Руси». Своеобразным ритуалом в Древнерусском государстве стали совместные трапезы князя и дружинников — пиры, они превратились в традицию, обычай, и отказаться от этого без утраты части княжеского авторитета было невозможно.
Связи между Русью и Византией были практически прекращены после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., а вскоре прерваны после разорения Киева татаро-монголами в 1240 г. Русь активно перенимала византийский опыт в зодчестве, живописи, литературе, многочисленных ремеслах. на Афоне в Византии был основан русский монастырь, который стал одним из проводников русско-византийских культурных связей. В начале XI в. Русские князья стремились породниться с императорскими династиями Византии и, таким образом, пытались показать преемственность власти на Руси от императоров Древнего Рима, перекинуть династический мост между античностью и Киевской Русью. Широкий доступ на Русь для высокой византийской культуры был открыт.
Византия сама активно насаждала христианство в варварских странах, которые попадали в орбиту ее политического влияния. Считается, что Владимир, получивший при крещении имя Василий, крестился в Херсонесе, который он захватил у Византии, в 988 г. Но политические цели пришли в противоречие с династическими, что, видимо, на год или два задержало принятие (введение?) христианства на Руси. 988 год считается официальной датой принятия христианства на Руси.
Поэтому, остановившись на восточном христианстве, где необыкновенно красивыми были ритуальная часть и «ангельское пение», Владимир отверг его западную модель. Всего было 8 войн между Киевской Русью и Византией. Ежегодно купцы прибывали из Киевской Руси и до осени вели оживленную торговлю в Константинополе. Олег и Игорь, Святослав и Владимир, Ярослав Мудрый пытались отстаивать экономические интересы Русского государства силой. Но с Византией Русь связывали гораздо более крепкие многовековые узы, чем с Римом. Византийцы брали в свою армию представителей восточных славян. Доступ на рынки империи был получен после договора 860 г. Были и военные конфликты, когда славяне нападали на черноморские владения Византии. Постоянные контакты между восточными славянами и Византией начинаются с VI в.
Для имитации старинных вещей и картин современные художники используют специальные декоративные краски, при помощи которых можно имитировать почти любую поверхность, от дерева и металла до шёлка и бархата.
Об этом свидетельствуют названия кварталов в крупных городах, где было разрешено жить иностранцам, — гостиные дворы. В Киев, Новгород, Смоленск приезжало достаточно иностранцев. Многие иностранцы оставались там на долгое время. Несмотря на то, что существует предание о выборе Владимиром религии для Русского государства из иудаизма, ислама, западной и восточной моделей христианства, мало вероятно, что Владимир посылал послов в различные страны для того, чтобы они ознакомились поближе с особенностями и характеристиками той или иной религии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.