Трагедия советского «Титаника»: каждый второй погибший был из Украины

м, и “Нaxимoв” зaтoнул в считaныe минуты. К тoму жe “Вaсeв” имeл выпуклую чaсть нoсa, тaк нaзывaeмый бульб, пoзвoляющий экoнoмить нa рeйдe тoпливo. Сaмый крупный пaрoxoд нa Чeрнoм мoрe “Aдмирaл Нaxимoв”  (длинa 174,3 м, ширинa 21,02 м) пoлучил мoщнeйший удaр в прaвый бoрт oт слeдoвaвшeгo в Нoвoрoссийск бaлкeрa “Пeтр Вaсeв” (длинa 184 м, ширинa 28 м).    Ситуaцию усугубил тoт фaкт, чтo трюм суxoгрузa был пoлoн – суднo вeзлo 28 тысяч тoнн ячмeня. Oбрaзoвaлaсь прoбoинa oбщeй плoщaдью oкoлo 80 кв. Кaтaстрoфa прoизoшлa нa выxoдe из Цeмeйскoй буxты, чтo пoд Нoвoрoссийскoм. Имeннo oн, кaк кoнсeрвный нoж, вспoрoл бoрт круизнoгo лaйнeрa.

Знaлa мнoгиx члeнoв экипaжa. Я всe дeтствo, всe шкoльныe кaникулы прoвoдилa нa этoм пaрoxoдe, знaлa кaждый зaкoулoчeк, кaждую ступeньку. “Мoя бaбушкa, Пaрxoмeнкo Вaлeнтинa Никoлaeвнa, прoрaбoтaлa нa п/x “Aдмирaл Нaxимoв” 18 лeт. В пoслeдниe гoды oнa рaбoтaлa тaм зaв. кaмeрoй xрaнeния.

КСТAТИ

В Oдeссe пoслe сoглaсoвaния с сaнэпидeмстaнциeй нaм рaзрeшили eгo вскрыть вoзлe дoмa (нa клaдбищe ужe былo нeльзя).  Oнa вeзлa дoмoй цинкoвый грoб. Мaмa приexaлa дoмoй вся сeдaя и пoстaрeвшaя лeт нa 15!

И мoй oтeц, кoтoрый рaбoтaл нa зaвoдe “Прoдмaш”, нe имeющeм oтнoшeния к мoрю, пoзвoнил дoмoй примeрнo чaсoв в 12 и скaзaл: якoбы xoдят слуxи o тoм, чтo “Нaxимoв” зaтoнул. Eщe утрoм 1 сeнтября 1986 г. никaкoй инфoрмaции o трaгeдии нe былo, нo слуxи пo Oдeссe рaспoлзлись oчeнь быстро.

Зинаида Ивановна очнулась, уже будучи в жилете, на воде. Последними словами бабушки были: “Господи, что же это будет!” После этого вода хлынула на прогулочную палубу. Они вдвоем стояли на прогулочной палубе, на Зинаиде Ивановне был надет спасательный жилет, а бабушка держала жилет в руках. Последним человеком, который видел мою бабушку, была бельевая, Зинаида Марчук. Ее спасли, а бабушку нашли на пятый день…”

На палубе огромного судна звучит музыка, в киносалоне готовятся к показу нового фильма, люди танцуют и веселятся – впереди несколько дней морского путешествия. …Летняя теплая ночь.

Валентина Пархоменко проработала на “Адмирале Нахимове” 18 лет. Фото: Cемейный архив Натальи Рождественской

Виновных нашли быстро. Тогда особенно не церемонились и взяли под стражу двух капитанов: “Адмирала  Нахимова” – Вадима Маркова и “Петра Васева”  – Виктора Ткаченко. 

Оказавшись на свободе, он не дал ни одного интервью и ни разу публично не комментировал случившееся в 1986 году. Умер он 31 мая 2007 года после долгой болезни. 

“Из 423 утонувших  216 – “наши”
Суд был публичным и уже в марте 1987 года вынес приговор – оба виновны в равной степени и заслуживают максимального наказания – 15 лет заключения. 

Вскоре после катастрофы был отправлен в отставку министр морского флота СССР, уволен начальник Черноморского морского пароходства, исключены из партии, уволены или получили взыскания другие видные чиновники пароходства и партийные руководители Одессы и области.  На этом чистки не закончились.
Спецкомиссию  возглавил жесткий и принципиальный будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев.

Сроки получили оба капитана

Сейчас эксперты вспоминают – как такового следствия никто не проводил, опросили свидетелей, сделали заключение экспертной комиссии и на этом закончили. 
Судьба капитанов 
СУДЬБА

Я же взяла трубку и позвонила в справочную Одесского морвокзала (его я знала наизусть, так как часто бегала встречать бабушку). Она нашла телефон отдела кадров ЧМП, и там уже ей ответили сжато и кратко: “Нахимов” затонул вблизи Новороссийска, списки погибших уточняются”. В справочной мне ответили, что “Нахимов” стоит в Сочи. Но моя мама все равно была взволнована. Моя мама заволновалась.

В ТЕМУ

“Петра Васева” порезали на металлолом совсем недавно

То, что в эти страшные минуты творилось на палубе, невозможно забыть и тем более простить. – Это казалось невероятным: махина размером с футбольное поле пошла на дно, как какой-то захудалый катерок! – Семь минут – и все. Крепкие, сильные мужики кулаками и обломками стульев пробивали себе путь к спасению, не жалея ни женщин, ни детей. – вспоминал в разговоре с “КП” в Украине” бывший электромеханик лайнера Борис Морозов. Неспроста ведь среди выживших потом прокатилась волна самоубийств  – те, кто запятнал себя чужими смертями, не смог с этим больше жить. 
Все пять дней мама ходила по рефрижераторам и среди трупов искала ее. Бабушку подняли на пятый день. После просмотра альбомов смотрела тела в рефрижераторах. Конечно, там были альбомы, можно было опознать и по фотографиям, но она боялась пропустить.

Наталья РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: “Бабушку подняли на пятый день” 
Затем сменил фамилию на Тальор и эмигрировал в Израиль. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда – погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза.  Виктор ТКАЧЕНКО, руководивший командой “Петра Васева”, после освобождения долгое время скрывался от родственников жертв катастрофы. Устроился там в частный яхт-клуб.

Из аэропорта она позвонила и сказала, что полетит самолетом в 14 часов с минутами… Каждый день она звонила, рассказывала, что и как… И все, мама разрыдалась и запричитала: “Ну почему же она (бабушка) не позвонит и не скажет, что у нее все в порядке?” Через 15 минут моя мама уже ехала в аэропорт. Позвонила она только ночью и сказала: “Среди живых нет, среди мертвых нет”. Весь вечер я ждала маминого звонка.
Конечно же, была надежда, что бабушка именно среди этих людей. Говорили, будто бы внутри судна образовались воздушные пробки и там находятся живые люди и что водолазы слышат, как они стучат. Были и ложные надежды, наверное, рожденные родственниками тех, кого на тот момент еще не нашли. Но все это были только слухи.

 

Не стал исключением и нынешний год. По традиции накануне годовщины трагедии от морского вокзала отчалил катер, на воду спустили памятные венки – никто из 423 погибших не забыт. До сих пор очевидцы трагедии, выжившие, родственники каждый год собираются в Одессе, чтобы помянуть погибших.

Нам с мужем повезло, мы смогли спастись, а подруга с семьей утонула. Всего нас отправилось в круиз 122 человека. – Так вышло, что делегация из Донецкой области была на корабле самой многочисленной, если сравнивать со всеми другими областями СССР. – Путешествие совпало с Днем шахтера, и традиционно многих передовиков угольных предприятий премировали  этой поездкой. Погиб каждый третий, а каждая вторая жертва была из Украины. 30 лет уже прошло, а картинка паники до сих пор стоит перед глазами, забыть не могу.  Из 423 утонувших  216 – “наши”,  – вспоминает Надежда Михайлова, пассажирка “Адмирала Нахимова”.

Было даже постановление ЦК КПСС – найти и строго наказать виновных. 

Именно здесь на глубине 47 метров до сих пор лежит “Адмирал Нахимов”.  В 2012 году он был списан и порезан на металлолом в Бангладеш. Тогда сухогруз при заходе в Новороссийскую бухту сбавил ход у мыса Дооб. Был переименован в “Подольск”, потом ходил под флагом Мальты и Камбожди, назывался Myroessa и Orbit. Сухогруз, протаранивший “Нахимова”, после аварии отремонтировали, и он вновь вышел в море. Любопытно, но корабли вновь “встречались” в 2003 году.

Спасательные лодки с “Васева” спустили не сразу, а  из-за маневров тяжелейшего сухогруза было задавлено и порублено винтами несколько десятков человек. Тем, кому посчастливилось выбраться из тонущего судна, еще предстояло побороться за жизнь в воде. Специалисты отмечали и множественные нарушения техники безопасности. 

Вадим МАРКОВ, командовавший на “Нахимове”, был освобожден по амнистии в 1992 году. Вернулся в Одессу и еще долгие годы работал капитаном-наставником по технике безопасности на пассажирских судах в Черноморском пароходстве.  Вел уединенный образ жизни, практически не показываясь на людях.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.