Таможенная (р)эволюция 8 декабря: от смены названия – к обновлению сути

В нoчь нa вoскрeсeньe, 8 дeкaбря, в Укрaинe oфициaльнo зaрaбoтaлa нoвaя Гoстaмoжслужбa («Нoвaя тaмoжня»). Этo — слeдующий шaг в рaмкax рeфoрмирoвaния Гoсудaрствeннoй фискaльнoй службы с рaспрeдeлeниeм функций сбoрa нaлoгoв и прoвeдeния тaмoжeнныx прoцeдур. Нoвaя Гoсудaрствeннaя нaлoгoвaя службa (ГНС), нaпoмним, рaбoтaeт с 28 aвгустa.

Срeди шaгoв, прeдшeствoвaвшиx рeфoрмe Гoсудaрствeннoй тaмoжeннoй службы (ГТС), — принятиe зaкoнoв o сoздaнии институтa aвтoризирoвaнныx экoнoмичeскиx oпeрaтoрoв и o рeжимe сoвмeстнoгo трaнзитa, сoкрaщeниe числa рeгиoнaльныx тaмoжeн с 26 дo 16, нaчaлo рaбoти пoртaлa и кoлл-цeнтрa (0-800-503-644) для жaлoб грaждaн, сoздaниe кaлькулятoрa рaсчeтa плaтeжeй при oфoрмлeнии aвтoмoбилeй. Срeди вaжныx тexнoлoгичeскиx зaдaч — пeрeкoммутирoвaниe систeмы рeгистрaции тaмoжeнныx oпeрaций пo всeй стрaнe и пeрeвыпуск нeскoлькиx тысяч элeктрoнныx цифрoвыx пoдписeй для сoтрудникoв. Кaк сooбщил, в Фeйсбук прeдсeдaтeль ГТС Мaксим Нефедов, первую экспортную декларацию «Новая таможня» оформила в воскресенье, 8 декабря, в 00:03 (груз поступил в Аккерман). Ровно в полночь оформили первый рейс в международном аэропорту «Борисполь».

Так что «по существу» изменилось на украинской таможне? Что еще должно измениться? И как отреагировали на нововведения клиенты ГМС и эксперты?

Не менее полутысячи коррумпированных таможенников уже «за бортом». Что дальше?

С воскресенья оформлением всех таможенных процедур в Украине занимаются региональные таможни, созданные в структуре Гостаможслужбы. Соответствующие полномочия «старых» таможен, подотчетных ГФС, прекращены. Число и местонахождение таможенных постов и пунктов пропуска через государственную границу при этом не изменилось. Регистрацию новых региональных таможен, напомним, завершили 15 ноября. Их 16:

Азовская таможня Гостаможслужбы,
Буковинская таможня Гостаможслужбы,
Волынская таможня Гостаможслужбы,
Галицкая таможня Гостаможслужбы,
Днепровская таможня Гостаможслужбы,
Энергетическая таможня Гостаможслужбы,
Закарпатская таможня Гостаможслужбы,
Киевская таможня Гостаможслужбы,
Координационно-мониторинговая таможня Гостаможслужбы,
Одесская таможня Гостаможслужбы,
Северная таможня Гостаможслужбы,
Подольская таможня Гостаможслужбы,
Полесская таможня Гостаможслужбы,
Слобожанская таможня Гостаможслужбы,
Восточная таможня Гостаможслужбы,
Черноморская таможня Гостаможслужбы.

Также в составе ГМС будет работать Специализированная лаборатория по вопросам экспертизы и исследований и Департамент специализированной подготовки и кинологического обеспечения.

Однако, по словам председателя Государственной таможенной службы Максима Нефедова, в ближайшее время и эту структуру предстоит оптимизировать. «Напомню, это промежуточная структура — из 26 (таможен) делаем 16. А в следующем году останется только одна. Но для этого нужны изменения в закон, которые уже зарегистрированы в парламенте».

Сейчас назначены временно исполняющие обязанности председателей региональных таможен. Их задача — обновить коллективы своих подразделений, избавившись от тех, за кем тянется «коррупционный шлейф», и набрать новых. «Это еще только начало построения нового госоргана, который будет работать для налогоплательщиков, — отмечает Максим Нефедов, — но нам удалось не допустить попадания более 500 наиболее «сомнительных» руководителей в ряды новой Гостаможслужбы, сократить количество таможен с 26 до 16 и обеспечить почти незаметный для пользователей переход от одного госоргана к другому».

Сейчас в штат Государственной таможенной службы перевели более 50% работников. В декабре этот процесс будет продолжаться. Параллельно с проведением конкурсов на замещение вакантных должностей. Потом объявят и конкурсные отборы «полноценных» руководителей таможен и их заместителей.

А в течение следующего года, по словам председателя ГТС, всех таможенников ждет переаттестация (совместно с американским проектом INL). Цель — не только применить «кнут» для сотрудников (увольнение, взыскание и т.д.), но и найти для них возможные «пряники» — карьерный рост, материальное и моральное поощрение, повышение заработной платы. В целом же Максим Нефедов рассчитывает, что за полтора-два года удастся существенно увеличить зарплату таможенников. С тем, чтобы рядовой инспектор получал не менее 20 тысяч гривень в месяц. Правда, многие пользователи соцсетей, оставляя комментарии и на личной странице Нефедова, и на страницах «Новой таможни», довольно скептически настроены насчет того, что только повышением зарплат можно обеспечить очистку ГМС от коррупции. Мол «нормальный» таможенник за день эти 20 тысяч имеет…

Со своей стороны руководство ГМС просит «не чесать всех под одну гребенку». «Есть много людей, которые готовы честно работать за эти деньги, и есть некоторое количество тех, кто не готов работать даже при 200 тысячах. И, наверное, за 2 миллиона не готов работать честно. Их просто надо уволить. Точка. Нет возможности с ними договориться, или «взять на борт» и немного запугать», — подчеркнул Максим Нефёдов в интервью “Громадському”. К тому же, как ожидается, благодаря внедрению новых технических средств таможенного контроля (в частности, современных сканеров), фото- и видеофиксации, влияние так называемого «человеческого фактора» на оформление грузов постепенно снижаться.

В «светлое будущее» «Новой таможни» сейчас верят не все

Что касается конкретной реакции соцсетей на старт «Новой таможни», то это событие, вероятно, как и любое нововведение, получило неоднозначные оценки. От поздравлений и веры в успех реформирования важной для государства сферы: «Удачи Вам, таможня. Будьте честными и все у вас получится», «Надеемся, что уменьшатся взяточничество, хамство и «беспредел», «Подобные «перезапуски» нужны в большинстве государственных и коммунальных структур»…

…до критических замечаний наподобие: «Это не новая таможня, а новое издевательство над людьми. Это просто «для видимости» и для прессы, а для людей ничего не делаете. Где рыночные условия, почему так все дорого?»,»Поскольку «Новая таможня» профинансирована на 30%, то и взяли на работу только 30% таможенников. На некоторых постах осталось 2-3 человека. Теперь можно забыть о таможенном оформлении за четыре часа, о профессионализме, вообще обо всех преимуществах для бизнеса», «Таможни уже неделю «лежат». Таможенников полно, а электронных ключей нет. Никто ничего растаможить не может. Рррефорррма!»…

Максим Нефедов признает, в первые дни работы «Новой таможни» проблем для клиентов иногда и в самом деле прибавилось. В частности, время таможенных процедур пока возросло. Однако от этой «болезни роста», по его мнению, удастся довольно быстро избавиться. «Еще остаются «точечные» вопросы, которые «разгребем» за неделю — места доставки, отдельные случаи транзита, особенности работы железной дороги. Но в целом все хорошо, работаем дальше», — отметил глава ГТС.

Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский убежден: С 1 января механизм обновленной таможни заработает на полную. «Пока таможенники оставались в подчинении ГФС, сложно было говорить о полноценной работе таможенных подразделений, координации и быстром реагировании на выявленные недостатки. С начала же следующего года мы уже сможем непосредственно оценивать работу «Новой таможни»: улучшилось ли обслуживания импортеров и экспортеров, которые завозят товары в Украину или везут украинскую продукцию за рубеж, эффективно ли борются с контрабандой и мошенничеством на таможне и т..д. И все «вопросы» сможем адресовать новому руководителю ГМС», — пояснил эксперт. «Мерилом» оценки деятельности таможни, по его словам, как раз и должны стать улучшение администрирования таможенных процедур и борьба с контрабандой и другими правонарушениями. «По нашим оценкам, ежегодно потери от контрабанды составляют от 3 до 4 миллиардов долларов. Разумеется, это не означает, что в случае полного прекращения контрабандных потоков на такую ​​же сумму «автоматически» пополнится госказна. Но «плюс» в несколько десятков миллиардов гривень ежегодно вполне реален, — считает Несходовский. — Второй момент — это насколько удобно будет осуществлять перемещение и оформления товаров официальным импортерам, которые длительное время работают без нарушений: сократилось ли время обработки, уменьшились ли очереди на границе и так далее. Об этом мы сможем судить, анализируя количество жалоб на работу таможни».

Что касается обычных граждан, то, по словам эксперта, существенных жалоб на работу таможенников от них и сейчас нет. Среди «траблов» — разве что очереди, которые периодически возникают в пунктах пересечения границы. А вот дельцы, которые используют людей для всевозможных бизнес-хитростей, должны готовиться к более тщательному контролю. Речь идет об использовании схем почтовой контрабанды, когда товары из-за границы пересылают по почте на фиктивных получателей. «Меры в этом направлении будут усиливаться, о чем уже не раз заявлял руководитель новой Гостаможслужбы», — напомнил Илья Несходовский.

Следующие шаги по реформированию таможни уже имеют законодательную основу (смотрите выше). В частности, весной начнут работу авторизованные экономические операторы, вступит в силу директива об общем транзите. Заработает электронная система для обеспечения транзита и контроля доставки. Также нас ждет унификация всех таможенных процедур. Потому что сейчас каждая таможня имеет собственные правила обработки товаров, классификации и даже пломбирования грузовиков.

Далее планируют полностью открыть для общественности информацию обо всех экспортно-импортных операциях. И постепенно перейти к работе таможни как единого юридического лица. Цель — упростить управление этой довольно громоздкой структурой и сэкономить. Ведь тогда получится, в частности, сократить управленческий аппарат, избежать дублирования части должностей и функций. Освободившиеся средства будут направлены на повышение зарплат рядовым таможенникам.

Владислав Обух, Киев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.