Слишком много рисков: почему Украина до сих пор не получила транш от МВФ

Вопрос о выделении Украине очередного транша МВФ будет решен не раньше сентября — в повестке заседаний МВФ, которые расписаны до конца августа «украинский вопрос» не значится. Затягивание с выделением средств чревато не только политическими рисками, но и бюджетными. Без положительного решения МВФ правительство не сможет получить макрофинансовую помощь от ЕС в 1,2 млрд евро, а также привлечь средства под госгарантии США в 1 млрд долларов. Под угрозой срыва находится и приватизация, от которой Минфин запланировал получить более 17 млрд гривен на покрытие дефицита бюджета. В Государственной фискальной службе уже предупреждают о перспективе налогового недобора до конца года в 25 млрд гривен, пишет на страницах РБК-Украина Наталья Непряхина.  

В списках не значится

Несмотря на уверенность и неоднократные заявления министра финансов Александра Данилюка о возобновлении МВФ кредитования Украины, фонд не спешит вносить украинский вопрос в повестку заседания совета директоров. «Мы ожидали 1,3 миллиарда, но некоторые условия не были вовремя выполнены, что-то было отсрочено, шла речь об уменьшении транша. Но это вопрос Совета директоров, — ранее заявлял министр. —  Совет официально будет заседать в четвертую неделю августа. Тогда мы и надеемся на наше заседание, где будет обсуждаться вопрос Украины, и надеемся на положительное решение относительно транша».

22 августа стало известно, что до конца месяца основной кредитор не планирует рассматривать возможности предоставления третьего транша в рамках программ EFF. Пока в повестке МВФ – сотрудничество с Барбадосом, Иорданией, Экваториальной Гвинеей и Сербией. Однако в фонде отмечают, что расписание заседаний является предварительным и может быть изменено.

Как ранее сообщало издание, в Минфине рассчитывали получить очередной транш до конца июля, то есть до начала летних каникул в МВФ. Ничего нового и спорного — того, что раньше бы не обсуждалось, — в проекте Меморандума с МВФ не было, заверяли РБК-Украина в правительстве. При этом и сумма финансирования для Минфина была не принципиальна, хотя изначально в правительстве рассчитывали, что денег МВФ выделит по максимуму. Всего же до конца года Украина планирует получить от фонда более четырех млрд долларов.

Однако в середине июля украинский финансовый вопрос не поднимался на совете директоров. Более того, появилось заявление исполнительного директора МВФ Кристин Лагард, где она сообщила о том, что «есть ряд технических вопросов, которые должны быть сняты». «Мы не можем утвердить наполовину готовую программу. Но, надеюсь, на улучшения», — резюмировала Лагард.

Парламент перед летними каникулами так и не смог утвердить пакет первоочередных законопроектов, необходимых для продолжения сотрудничества с МВФ. В частности, речь идет о проектах по функционированию рынка газа, утверждения списка предприятий в сфере энергетики, не подлежащих приватизации. Депутаты не только не выполнили требования фонда, но даже отступили от них. Так, Рада продлила мораторий на взыскание долгов ТКЭ перед НАК «Нафтогаз-Украины» (задолженность на 17 августа — 17,9 млрд гривен), что является неприемлемым для МВФ, поскольку тем самым увеличивается дефицит компании. 24 июля президент Петр Порошенко ветировал этот законопроект. Кроме того, тормозит процесс и скандал с запуском электронного декларирования активов и доходов госчиновников. Система была запущена в срок – 15 августа, однако она работает в тестовом режиме. «Я думаю, что, все-таки, будут ждать полного запуска, потом смотреть насколько эффективно работает, а далее уже принимать решение», — прогнозирует директор Центра CASE-Украина Дмитрий Боярчук.

Тянем-потянем

«По нашей части – проблем нет. У нас все согласовано. Никто не требует от нас сейчас пенсионной реформы, — заверил вице-премьер Павел Розенко. — Все, что мы должны были сделать, — изменение порядка начисления субсидий, сокращение льготного режима выхода на пенсию — мы сделали!».

Хотя, следует напомнить, что в предварительной версии проекта Меморандума правительство брало обязательство до конца года предоставить пакет законопроектов по сокращению дефицита Пенсионного фонда. Сейчас же, по словам Розенко, вопрос уменьшения дефицита ПФУ вообще не обсуждается, он должен быть покрыт за счет бюджета. А это 145 млрд гривен в 2016 году. Общий же объем бюджетной помощи в следующем году может быть в пределах 185-190 млрд гривен. «Пока еще точной цифры нет», — добавляет Павел Розенко.

Затягивание процесса с возобновлением сотрудничества с МВФ чревато не только политическими рисками, но и бюджетными. Несмотря на то, что транш в полном объеме должен быть направлен на пополнение международных резервов НБУ, от решения МВФ зависит предоставление Украине макрофинансовой помощи ЕС в размере 1,2 млрд евро, а также кредитные гарантии от США в размере одного млрд долларов. «Макропомощь идет на финансирование дефицита, который распланирован в пределах лимита МВФ (3,7% от ВВП — ред.), — пояснил замглавы стратегической группы советников при Кабмине Павел Кухта.

Финансировать дефицит Минфин может разве что только за счет приватизации и ОВГЗ. От продажи госимущества в бюджете заложена сумма в 17,1 млрд гривен. На данный момент в бюджет поступило всего лишь 46,4 млн гривен от продажи 59 объектов. Речь идет о так называемой «малой приватизации». С продажей крупных предприятий в стране проблема.

Конкурс по продаже Одесского припортового завода так и не состоялся по ряду политических и экономических причин. И теперь стартовая стоимость предприятия, по словам главы Фонда госимущества Игоря Билоуса, может быть снижена вдвое. Напомним, стартовая цена была 520 млн долларов. В первые две недели сентября правительство должно определиться с окончательной ценой.  «Если договоримся с Ostchem по реструктуризации долга (193 млн долларов за поставки газа, — ред.), то добавятся еще инвесторы. Предприятие стоит 400-450 миллионов долларов. Плюс, я вижу достаточно большой спрос на облэнерго. Поэтому, я оптимистично смотрю на выполнение плана по приватизации», — заявил Игорь Билоус.

По мнению Дмитрия Боярчука, правительство сейчас может разместить свои ценные бумаги, так как «ситуация нормальная». Ставки несколько сократилась, но спрос есть. Кроме того, добавляет он, у правительства всегда были инструменты для сбалансирования бюджета, в частности, недофинансирование определенных расходов. «Минфин может постараться ужаться по расходам, в случае необходимости. Во всяком случае, может попробовать оттягивать их финансирование на конец года, в надежде на эффект сверхплановых доходов. За счет более высокой инфляции, чем было спрогнозировано, как это было в прошлом году», — говорит Павел Кухта.

Где деньги лежат

По словам собеседника издания в Минфине, бюджетная ситуация имеет статус «шаткого баланса». По данным министерства, за семь месяцев план госбюджета перевыполнен на 8,2 млрд гривен. Из них по таможенным платежам на 5,3 млрд гривен, по налоговым — на 2,8 млрд гривен. «Большая часть перевыполнения по таможне была сформирована во время резкой девальвации гривны в феврале-марте. Тогда, по результатам первого квартала, бюджетное расписание было перевыполнено на 3,5 миллиарда гривен, — сообщили в пресс-службе Минфина. — В течение апреля-июля таможня увеличила перевыполнение на 1,8 миллиард гривен до 5,3 миллиарда гривен. То есть, риска по таможенным платежам до конца года мы не видим».

В тоже время Государственная фискальная служба сорвала план по ренте на нефть, газ и янтарь, в общей сложности почти на 8 млрд гривен. Но этот недобор был компенсирован перевыполнением поступлений по налогу на доходы физлиц (+3 млрд гривен), налога на прибыль (+3,6 млрд гривен), акцизного налога (+1,3 млрд гривен) и части чистой прибыли (+2 млрд гривен). «По налогу на прибыль за первый квартал было задекларировано 13,8 миллиардов гривен, что позволило выполнить план и уменьшить переплату на 4,4 миллиарда гривен — с 26,6 миллиардов гривен на 1 апреля до 22,2 миллиардов гривен — на 1 июня, — добавляют в Минфине. — За второй квартал задекларировано 13,3 миллиардов гривен, что превышает бюджетное расписание. Поэтому, нами ожидается полное выполнение плана по прибыли и, при этом, переплаты будут сокращаться».

В ГФС свое видение ситуации. Там предупреждают, что до конца года может быть риск «дыры» в 25 млрд гривен. Причина в завышенных показателях доходов еще на этапе формирования бюджета. Например, в неадекватных прогнозах цен на нефть. Изначально в бюджет была заложена цена нефти в 60 долларов за баррель, позже Минэкономразвития прогнозировал стоимость в 30 долларов. Отсюда возник и недобор по ренте.

Бюджет был рассчитан с учетом роста экономики в 2%. По данным же Госстата, во втором квартале реальный ВВП составил 0,6%. Правительство пересмотрело свой прогноз еще летом, ухудшив свои ожидания до 1,5%. Столько же прогнозирует и МВФ. Тогда же был пересмотрен и курс гривны к доллару — со среднегодового 24,2 грн/доллар до 26,7 грн/доллар.

Кроме того, из-за массового банкротства банков в этом году бюджет может недосчитаться прибыли в более 2 млрд гривен. Не решен вопрос и по НДС с аграриями. В конце прошлого года сельхозпроизводители, чтобы оставить налог в своем полном распоряжении получили предоплату за продукцию. В результате, бизнес остался с НДС, получив еще и возмещение налога. Бюджет так и не был пересмотрен с учетом обновленных прогнозов и наличия рисков. В Минфине пояснили, что текущая ситуация не критична, недопоступления же не превышают 15%. «По результатам двух кварталов, причин для пересмотра нет. Посмотрим, что будет по третьему», — говорит собеседник издания в министерстве. Опасения ГФС в Минфине называют не более чем попыткой оказать давление на министерство: «Они хотят снизить себе планку и не напрягаться. Пусть инструменты трансфертного ценообразования используют! А сколько возможностей им дали по таможне: и единое окно, мобильные группы, видеокамеры. А они кричат о катастрофе».

Однако, если анализировать не только доходы от ГФС, а в целом поступления в общий  фонд, то бюджет выполнен на 96%. За семь месяцев недобор составляет почти 11 млрд гривен. При плане в 293,9 млрд гривен в казну перечислено 283 млрд гривен.

Ситуацию усугубляет отсутствие отчислений в бюджет от Нацбанка. Запланировано, что, по результатам года, регулятор должен перечислить в казну 38 млрд гривен. По итогам полугодия,  там уже должна была быть половина от этой суммы, но отсутствие набсовета НБУ тормозит этот процесс. Напомним, что парламент, в отличие от президента, уже делегировал своих представителей в набсовет. «Мы готовы перечислить средства, когда будет утвержден набсовет», — заявили в пресс-службе Нацбанка. Один из членов набсовета по квоте парламента Тимофей Милованов добавил, что решение о перечислении денег может стать одним из первых, после того как будет сформирован управляющий орган.

Именно с учетом бюджетный рисков факт отсутствия украинского вопроса на повестке МВФ исполнительный директор фонда Блейзера Олег Устенко считает негативным сигналом. «Критически важно получить финансирование. Потому, что осенью нам придется раскошелиться. Начинаются выплаты по евробондам и процентам. Плюс нужно закачивать газ в хранилища», — поясняет он. Однако в затягивании процесса он видит и позитив. МВФ и другие международные партнеры Украины продолжают «давить2 на власть в плане реализации структурных реформ.  

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.