Русский авангардист Александр Крюков

Говоря об истории развития художественного искусства послевоенного времени, нельзя не вспомнить имя Александра Григорьевича Крюкова. Один из основателей группы «Новая реальность», соратник живописца и искусствоведа Элии Белютина, Крюков, кажется, участвовал во всех запрещённых выставках в СССР в 60-х — 80-х годах, в том числе и в знаменитой выставке в Манеже в 1962 году, о которой так нелестно отозвался Никита Хрущев. Несмотря ни на что, сегодня картины Крюкова хорошо известны в мире, и их можно найти и увидеть в лучших музеях и частных коллекциях в России и Европе. Картины и дополнительная информация о художнике здесь: http://ruabstract.com/artists/24

Часто пишут, что Александр Крюков родился в Москве, в 1923 году. Однако, уроженец подмосковного Егорьевска, художник-авангардист Александр Панкин называет Крюкова «художником номер один, связанным с Егорьевском». Крюков близко дружил с отцом и старшим братом Панкина, часто бывал в их доме. Позже Александр Григорьевич познакомился с Элией Белютиным и переехал в Москву, где долгое время работал в его студии. По воспоминаниям современников, Крюков был необычным, противоречивым, оригинальным человеком, большим футбольным и хоккейным болельщиком.

Александр Крюков — Ленин, 1970

Образование Крюков получил в Художественном училище инвалидов Отечественной войны. При всей широте своего творческого диапазона, художник больше всего тяготел к абстрактной живописи, классическому русскому авангарду. В его художественном арсенале присутствуют как собственные колористические наработки, так и приёмы, свойственные белютинской школе. Огромное место в творчестве художника на протяжении всей его жизни занимала война. Пережив эту трагедию на личном опыте, Крюков постоянно возвращался к ней и в своих картинах. Одна из самых известных и эмоциональных его работ — «Освенцим».

В 1964-1988 годах Крюков — постоянный участник Абрамцевских выставок «Новой реальности». После того, как формализм в искусстве оказался под запретом, дом Белютина в Абрамцево становится чуть не единственным местом, где художники-авангардисты могли общаться, обмениваться опытом, работать, договариваться о выставках, в том числе международных. Первой зарубежной выставкой для Крюкова становится экспозиция в Лондоне, в феврале 1989 года. Затем его картины выставлялись в Варшаве, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Бостоне и многих других городах. Как отмечают историки искусства, Крюков имел много возможностей для эмиграции из СССР, но предпочёл остаться на родине.

В последние годы жизни Крюков постепенно переходит к минималистическому стилю русского супрематизма. Переосмысливая творчество Кандинского и Малевича, художник разрабатывает собственный стиль — изосупрематизм, характеризующийся ясными формами и высокой выразительностью. Умер Александр Крюков в 2000 году, в возрасте 77 лет.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

  • Выставка скульптора Глеба Крюкова «СТРУНЫ ДУШИ»
  • В Русском музее открыта выставка художников студии «Новая реальность»
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.