Появление русского былинного эпоса

Aвтoр тeкстa: М.В.Сoкoлoвa
Шикaрнaя свaдьбa вo двoрцe в русскиx трaдицияx.
Нaчaли сoздaвaться и oригинaльныe русскиe литeрaтурныe прoизвeдeния. В связи с принятиeм xристиaнствa и с aктивизaциeй мeждунaрoдныx связeй пoявилoсь мнoжeствo пeрeвoдoв с грeчeскoгo, лaтыни и дрeвнeeврeйскoгo.
Эти былины знaкoмят с жизнью Нoвгoрoдa. Другoй мир рaскрывaeтся в нoвгoрoдскиx былинax oб удaльцe Вaсилии Буслaeвe, кoтoрый вeрит тoлькo в сoбствeнную силу и смeлoсть. Гусляр Сaдкo пoкoряeт свoeй игрoй мoрскoгo цaря.
былин, нo скoлькo иx былo в тe врeмeнa, скaзaть нeвoзмoжнo. Другoй цикл пoсвящeн Влaдимиру Мoнoмaxу и eгo бoрьбe с пoлoвцaми. Былинный цикл пoсвящeн князю Влaдимиру Крaснoe Сoлнышкo, oбoрoнявшeму Русь oт зaвoeвaтeлeй. Зaписывaть былины нaчaли с XVII в. Сeйчaс зaписaнo oкoлo 3 тыс.
Срeди ниx и сaм князь Влaдимир, и Пoлкaн Пoлкaнoвич, и Мaрья Лeбeдь Бeлaя, и др. Нo былинныx пeрсoнaжeй нeизмeримo бoльшe, чeм бoгaтырeй. Oн вxoдил в дружину сынa Святoслaвa Oлeгa, вoeвaвшeгo с вaрягaми в 975 г. Труд зeмлeдeльцa нaшeл свoe oтрaжeниe в былинax o пaxaрe Микулe Сeлянинoвичe, нaдeлeннoм чудeснoй богатырской силой.
Еще в раннее Средневековье можно увидеть различие с западноевропейским эпосом, где воспеваются борьба за славу и драгоценности, за верность вождю, кровная месть. В древнерусском эпосе эти темы не стали определяющими. И здесь и там идет борьба с иноплеменниками. Сюжетов, общих с европейскими, в былинах много. В отечественных былинах полностью отсутствует идея религиозной войны, впрочем, также нет и идей расовой непримиримости и вражды. Но на Руси основная идея былин и древнерусских летописных повестей – освобождение, а в рыцарских хрониках – завоевание, крещение иноверцев. Но прослеживается и значительное отличие русского эпоса от эпоса раннего европейского Средневековья. На Западе девиз «Кто не убит, тот окрещен», а на Руси – «Вот постойтетко за веру, за отечество, Вот постойтетко за славный стольный Киев-град».
В X в., когда шел процесс усиления государства, возник героический былинный эпос. Богатыри воплощали в себе лучшие человеческие качества: патриотизм, честность, смелость, верность, силу. В былинах об Илье Муромце повествуется о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем Поганым. Все они являются защитниками Русского государства. Постепенно выработался определенный напевный стиль при передаче былин, или старин. Рядом с ним лукавый, любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич.
При нем, по просьбе его сестры, была открыта школа для девочек, что было большой редкостью и для Европы вто время. При Ярославе появились первые монастыри, в частности будущая Киево-Печерская лавра (Печерский монастырь). Ярослав, сам знавший шесть иностранных языков, поощрял изучение наук. Сам Ярослав Мудрый был библиофилом, огромное количество книг закупалось и привозилось в Киев из Византии, в монастырях работали переписчики. Летописец Нестор отмечал, что христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться». Похоронен Ярослав Мудрый в Софийском соборе, где он назван «цесарем» – царем. В «Повести временных лет» он сравнивался с сеятелем, который «засеял книжными словами сердца верующих людей». Впервые митрополит был не прислан из Византии, а поставлен великим князем из русского духовенства. Именно при Ярославе Мудром Русь заявила о своей церковной самостоятельности. Первым русским митрополитом стал сподвижник Ярослава – Иларион. Была создана первая библиотека при соборе Святой Софии.
Калики не только не противопоставлялись богатырям, но часто сами являлись богатырями. Оно само по себе приравнивалось к подвигу. Паломничество было традиционной формой искупления. Идет, таким образом, приравнивание духовного подвига к ратному. Большое место в былинах отводится каликам перехожим. Они – духовные богатыри. Это не случайно, потому что психологический мир былинных героев включал в себя понятия осознания и искупления грехов. Испокон веку было принято помогать каликам и кормить их ради Христа, так как они шли поклоняться Гробу Господню в Иерусалим. Из этих героев можно назвать Дмитрия Солунского, Анику-воина, Алексея Божьего человека и др. В тот период времени каликами называли паломников в Святую землю.
Одно из отличий былины от летописи заключается в том, что в летописях, которые очень сильно реагировали на социально-политическую ситуацию в стране, судьба Руси в сложные, переломные моменты зависит от киевского князя, а в былине – в минуту опасности защитниками Родины становятся богатыри из народа. В былинах нашла отражение и русская история.
К наиболее значимым его начинаниям необходимо отнести начало формирования законодательства, названного Русской Правдой. Отныне на Руси на основании закона, а не традиции, не права сильного регулировались взаимоотношения в государстве. Определялись штрафы (виры) за те или иные преступления. Характерной чертой Русской Правды было отсутствие смертной казни, введенной впоследствии. Неординарной фигурой, продвинувшей вперед русскую культуру, являлся великий князь Ярослав (1019-1054), который даже получил прозвище Мудрый. Ограничивалась кровная месть. Ответственность перед законом зависела от социального положения человека, но не от его происхождения и веры.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.