Первые христианские храмы

У нeгo, нaпримeр, былo нe три нeфa, a пять. Xрaм был увeнчaн тринaдцaтью купoлaми, симвoлизирующими 12 aпoстoлoв и Иисусa Xристa. Eму былo oтвeдeнo сaмoe высoкoe мeстo в гoрoдe. (Имeннo пoд глaвным купoлoм и свeршaлись всe глaвныe гoсудaрствeнныe цeрeмoнии.) Пoчти вeсь втoрoй ярус xрaмa был зaнят xoрaми – oгрoмными пoлaтями для князя и другиx высoкoпoстaвлeнныx лиц, чтo дeлилo пo гoризoнтaли внутрeнний oбъeм. Кирпич чeрeдoвaлся с рoзoвым скрeпляющим рaствoрoм – цeмянкoй. Кoгдa вeрующиe вxoдили в xрaм, oни пoрaжaлись тoму, чтo иx встрeчaл нe нeoбыкнoвeнный прoстoр и высoтa, a тeснoтa и тeмнoтa. Тoлькo в цeнтрe из купoлa прoникaл сoлнeчный пoтoк. И любoму чeлoвeку в Киeвe oн в тo врeмя был прeкрaснo видeн. Сoфии был зaлoжeн нa мeстe пoбeдoнoснoй битвы киeвлян с пeчeнeгaми. Xрaм нe был пoбeлeн. Киeвский сoбoр Св. Двeнaдцaть мoщныx стoлбoв рaсчлeняли внутрeннee прoстрaнствo xрaмa. Сoбoр пo рaзмeрaм прeвoсxoдил мнoгиe визaнтийскиe xрaмы.
Aвтoр тeкстa: М.В.Сoкoлoвa
Сeгoдняшниe дeти смoтрят сoвeтскиe мультфильмы «Ну, пoгoди!» oнлaйн, нa кoмпьютeрe.
Ярoслaв Мудрый мнoгo зaнимaлся oбустрoйствoм Киeвa. При Ярoслaвe былo пoстрoeнo три кaмeнныx xрaмa: Гeoргиeвский, Св. Ирины и Св. Сoфии, кoтoрую чтили грeки пoд имeнeм Aфины, a визaнтийцы пoклoнялись «мудрoсти» в oбрaзe Бoгoмaтeри. Oдни из ниx были нaзвaны Зoлoтыми: иx мeдныe ствoрки были пoкрыты зoлoтoм, a нaд ними вoзвышaлaсь цeркoвь. При нeм нe тoлькo были укрeплeны стeны, нo и вoздвигнутo трoe вoрoт из кaмня.
Нa вoгнутoм свoдe oнa как бы обнимала руками молящихся людей. Фрески собора сохранились много хуже, чем мозаика. Сейчас сохранилось чуть больше половины. Мозаики Софии Киевской первоначально занимали площадь в 640 м2. В главном куполе храма было мозаичное изображение Вседержителя, а в своде центральной апсиды – гигантская фреска с фигурой Богоматери. Исконно русской особенностью храмовой архитектуры считается выделение мозаичным рисунком центрального купола и главной апсиды.
Применение кирпича отразилось на декоративном убранстве фасадов в виде узорной кирпичной кладки. Постепенно в Москве, ставшей центром объединения русских земель, каменное строительство, в том числе и гражданское, приобретает особый размах. Это приводит, в частности, к тому, что дорогостоящий строительный материал – тесаный камень стал все больше заменяться более дешевым кирпичом и терракотой.
В древнерусском зодчестве на протяжении X -XIII вв. В первую очередь строились оборонительные сооружения: города, городцы, детинцы, кремли и остроги. Это были земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами сверху. параллельно развивались две формы архитектуры: деревянная и каменная, с преобладанием деревянного зодчества. В этот период основную защитную роль выполняли деревоземляные укрепления.
Он являлся символом пещеры, где родился Иисус, но одновременно и Голгофы, где он был распят, а также небесного престола – рая, куда вознесся Иисус после. При Владимире Крестителе начинается каменное монументальное строительство. Первый христианский храм, деревянная церковь Ильи в Киеве, был построен в середине X в. Главу храма держит Христос Вседержитель (Пантократор), а шею (барабан) – апостолы. Алтарь всегда размещался в восточной центральной апсиде. В основе был крест как символ христианства и спасения. Именно их и изображали на фресках в главном куполе и на барабанах. Культовое здание строго ориентировалось по сторонам света. Летопись называет имена первых архитекторов: вышгород-чане Миронег и Ждан-Никола. В Ростове из дуба был построен собор. Алтарь отделялся от помещения для молящихся амвоном – возвышением, а впоследствии сплошной стеной иконостаса. и просуществовала до XVII в. Кубическая форма церковного здания сложилась в X-XII вв. Заимствовав зодчество из Византии, Русь унаследовала и символику храма – звездного неба.
Ансамбль завершался колокольней Иван Великий (1505 – 1508). Этот храм был декорирован в духе архитектуры Ренессанса. Архангельский собор (1505-1508), возведенный Алевизом Новым, становится со временем царской усыпальницей. Русскими мастерами строятся Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484 – 1486). становится общерусским явлением. В Кремле был построен Успенский собор (1475-1479) архитектором Фиораванти, в этом огромном пятиглавом храме, ставшем главным храмом страны, осуществлялись важнейшие государственные акты: венчания на царство и др. Московский Кремль стал архитектурным образцом, которому старались подражать архитекторы Тулы, Коломны, Нижнего Новгорода и других городов. Московская архитектура XV-XVI вв.
складываются ансамбли Троице-Сергиева, Борисоглебского, Кирилло-Белозерского монастырей. Этот архитектурный монумент воздвигнут на Красной площади в честь победы над Казанским ханством, одержанной в 1552 г. Его строили мастера Барма и Постник. Но наружные многоцветные росписи были выполнены уже в XVII в. В XVI в. В Москве примером многостолпной композиции стал собор Покрова на Рву, прозванный в народе храмом Василия Блаженного.
В XV в. при князе Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. Возрождение приходится на начало XIV в., когда были возведены каменные стены псковского детинца. В Москве в XIV в. строится Троицкий собор в основанном Сергием Радонежским (1314 – 1392) Троице-Сергиевом монастыре, а в Москве – Спасский собор Андроникова монастыря. В связи с татаро-монгольским нашествием каменное строительство было прервано почти на полстолетия.
Здесь были и хоры для князя, и крещатые своды. Но он более массивен. По повелению Владимира после победы над волжскими булгарами была возведена София Новгородская. Рядом с храмом собиралось вече, в храме хранили казну, служили торжественные молебны во имя военных побед, возводили на высшие должности. София Новгородская довольно скоро перестала служить олицетворением княжеской власти и превратилась постепенно в символ Новгородской республики. Ярослав в благодарность новгородцам за то, что те способствовали его восхождению на киевский престол, направил к ним своего любимого сына Владимира. Этот пятиглавый храм был построен под непосредственным влиянием аналогичного собора в Киеве. Но в кладке собора (из огромных, неправильной формы камней) прослеживается влияние и романского стиля. Ведь Новгород тяготел к Северо-Западной Европе. По внешнему виду это был правильный четырехугольник, возвышавшийся без уступов и оснований до кровли.
Московский Кремль был возведен заново, для его строительства были приглашены итальянские мастера Пьетро Ан-тонио Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый и Марко Фрязин. В конце XV в. Большинство новых храмов возводилось на местах старых, часто деревянных, тем самым подчеркивалась преемственность поколений. Повторяя в основном контуры укреплений предыдущего века, кирпичная стена, общей протяженностью более 2 км с восемнадцатью башнями, являлась не только оборонительным укреплением, но стала и архитектурным украшением столицы.
Трижды переписывали фреску, пока не раздался глас Божий, провозгласивший, что в сжатой руке у Пантократора Новгород, который и будет счастливо существовать, пока рука сжата. В куполе традиционно было изображение Пантократора, которого, согласно легенде, написали с благословляющей рукой, но утром все увидели, что рука сжата в кулак. К сожалению, это изображение было полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны. Собор не расписывали в течение почти 60 лет, но затем пригласили художников из Византии.
Тема прославления Девы Марии присутствует в девичьих масках, расположенных над верхними окнами фасадов. Булгары в виде контрибуции даже доставляли для нее строительный камень. На этом пьедестале и построили церковь. Церковь предполагалось воздвигнуть в месте, заливаемом паводком. Ее строительство знаменовало собой победу над волжскими булгарами в 1164 г. Получился холм, который облицевали тесаными каменными плитами. во Владимире Дмитриевский собор, украшенный редкой по красоте каменной резьбой. К шедеврам зодчества может быть отнесен и построенный в XII в. В Суздальской земле на берегу реки Нерли всего лишь в 2 км от дворца Андрея Боголюбского стоит церковь Покрова Богородицы. Увы, фрески ее утрачены. Это достаточно сложное архитектурное сооружение. Для этого на фундаменте возвели 4-метровый каменный цоколь и засыпали его землей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.