В Мoсквe прoшлa Пeрвaя биeннaлe сoврeмeннoгo искусствa, в кoтoрoм приняли учaстиe oкoлo 300 xудoжникoв из 30 стрaн мирa. Oднoй из глaвныx цeлeй биeннaлe являeтся рaзвитиe мeждунaрoднoгo диaлoгa искусствa, мoрaльныx цeннoстeй, сoциaльныx и пoлитичeскиx прeoбрaзoвaний, кoтoрыe прoисxoдят в oбщeствe.
Тeмoй фeстивaля в мoсквe «Диaлeктикa нaдeжды», нaпрaвлeнный нa будущee, кaк искусствa, тaк и oбщeствa в целом. Надежда на свободное выражение мнения, призыв к толерантности и всеобщего обсуждения — вот гумманистический посыл организаторов.
Надежды молодых питают
Перефразируя известную ломоносовскую линию, так что вы могли бы указать суть основного проекта биеннале «Диалектика надежды», реализованный в стенах бывшего Музея Ленина, который как-то очень символично, — напомним, религиозная «Революция свершилась, товарищи!!!» Действительно, современного искусства и вошли в центр занесенной снежной бури в столице, сдавшейся под натиском молодых художников.
Жанр венецианской биеннале стал видеоарт. Одним из лучших произведений можно назвать видео, Джун Нгуен — Хацушиба «С нового года: Мемориальный проект » Вьетнам II». Название фильма отсылает к засаде, организованной войсками Северного Вьетнама, известную как «Наступление Тет». В прозрачной толще воды под гулкие звуки гонга, появляется dragon slave пловцов. Медленно, извиваясь в странном танце, вы получите, гипнотизируя и парализуя зрителя. Вы идете на войну, но будет побежден. Фильм насыщен множеством символов и мифологем, но визуально это производит сильное впечатление. Еще одна прекрасная работа — фильм «Viva, Испания!» Пилар Альбаррасин. Художник исследует стереотипность существования испанской женщины: его поведение, внешний вид и социальная роль. Женщина, чрезмерно яркий, стильный костюм идет по улицам Мадрида, проводимая street оркестриком, играющим бравурную мелодию. Она не может выйти из круга музыкантов, вынужден соблюдать правила игры и сам играть в этот «праздник каждый день». В объект томаса Сарацено «Царство небесное шаром с помощью встроенной камеры вращается в пространстве зала, проецируя изображение на экране. Мелькают стены, окна, люди — все, что происходит «на глаз» подвижному линзы. Преображенная непрерывным хаотическим движением реальность становится метафорой нашего быстро меняющегося бытия.
Наши земляки попытались представить достойные проекты, которые, тяготея к проблемам национальной идентичности. «Синие носы» снял несколько коротких видео о жизни «маленького» человека. Включив экраны в большие коробки, художники предоставили зрителю возможность подглядеть, как эти маленькие человечки дерутся, стоять на голове, заниматься любовью, и так далее «Клоун наших дней», смеются над их же товарищи по мастерской: художники современники, занимается акционизмом и перформансом, и, как правило, выше значений современной культуры. Мастер-класс
В программе биеннале были включены и произведения художников мирового уровня: Кристиана Болтанского, Билл Виола и Ильи Кабакова.
Инсталляции Болтанского «Призраки Одессы» — самая пронзительная работа биеннале, возможно, лучше. Формально, художник рассказывает историю своей семьи. Его дед, уроженец Одессы, эмигрировал во Францию, взяв с собой только самовар. За ним убежал и его невеста — бабушка художника. Эта романтическая история легла в основу установки, предметом которых обобщены, прежде чем рассматривать механизм памяти в целом, личной и исторической, жизни воспоминания в человеческой душе. Большинство установки Болтанский опубликовано в пространстве флигель Музея архитектуры, частично превратилась в руины, которые удалось оживить. Десятки черных, пальто «висит» до потолка, тишина, каменные стены и холод, что проникает насквозь… Художнику удалось воссоздать ощущение жестокой необратимости времени. И в один момент остановился. Другой мастер Билл Виола для работы с материями человеческой психики получил от критиков звание «Рембрандта был видеоарт». В музей их.Пушкин был представлен его мультимедиа видеоинсталляция «Приветствие», создана в соответствии с «Встреча Марии и Елизаветы» Якопо Понтормо. Событие — встреча — Фиолетовый приобретает значение сакрального, хотя действие и происходит в современном городе, если драпировки и цвет одежды приближаются к стилистике итальянского маньериста. Однако в сильно замедленной съемке героинь звук, похожий на шум, исходящий от оболочки, вырывают вызвано нормального контекста, и в целом от земной реальности. Тот же Фиолетовый считает, что его история «пронзительности приветствия и прощания, это чудо, что сиюминутно, где мы находимся».
Параллельно
Специальная программа не была основной, так как приходится на самом деле, мировой лидер художников. А первое место по праву принадлежит выставки, подготовленной Третьяковской галерее на Крымском Валу «Сообщников». Здесь воспроизведены те, что раньше именовали нонконформистами. Можно сказать,отцы второго русского авангарда. На выставке представлены фоторепортажи с акций «Коллективных действий», первые эксперименты с фотографией, Ф. Infanta и г-Н Горюновой, V. R. Горловиных, инсталляции Д. Пригова, объектов В. Скерсиса, И. Наховой, живопись Г-на Алексеева и К. Звездочетова, фото Комара и Меламида — редкие вещи, собранные усилиями куратора А. Ерофеева. Должен сказать: то, что было создано для квартирных показов, выдержала испытание музея и для многих стало откровением.
Довольно интересная программа прошла и в Музее современного искусства, вместившего в себя три выставки. Наиболее пафосная из них — Starz, то есть звезды. В этот почетный список входят: великий и ужасный О. Кулик, заслуженные мэтры А. Виноградов — В. Дубосарский, группа товарищей АЕС+F и мастер перевоплощений В. Мамышев — Монро. Название проекта было подтверждено и отбор произведений, большинство из которых уже давно «звезды», так что выставка представляет собой ретроспективу наших «классиков». Собака тема кулика, по-настоящему вошел в золотой фонд, как и сексуальные расположен на фоне березок у Виноградова — Дубосарского и томные персонажи Мамышева — Монро неожиданно свежий дополняли виртуальных ребятишек, в беленьких маечках «АЕС+F».
Автор текста: Елена Федотова, искусствовед
• Anticvaria.com — Форум о живописи и антиквариате