Отказ от участия в Соборе — слабо и беспомощно решением, считает российский эксперт

На сайте Московского центра Карнеги опубликован обширный комментарий бывшего ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина, посвященный Всеправославному собору, открытие которого, несмотря на отказ от многочисленных церквей, участие в форуме, должны проходить 18. июня, на греческом острове Крит.

Отказ от участия в Соборе автор называет «наиболее слабым и беспомощным решением», подчеркнув, что тем не менее именно его выбрали четыре церкви. «Это следует рассматривать как довольно откровенный жест в сторону православных фундаменталистов, которые называют этот собор «волчьим» и «богопротивным», учитывая, что главная задача греков — «узаконить на нем ереси», — пишет Чапнин, отметив, что богословские и исторические проблемы мотивами отказов от участия тесно переплетается с церковной политикой.

От участия в Соборе отказался Болгарский, Антиохийская и Грузинской церкви. Формальный повод — серьезная критика документов. Оказалось, что на него много богословских претензий, хотя подготовка Собора была проведена более 50 лет и несколько поколений церковных иерархов и богословов подготовил эти документы.

По словам автора, было бы аргументы ни звучало, главный результат налицо: Московский патриарх торпедировал поддержание Собора. Авторитетный церковный набор этот Собор уже не будет, хотя Константинопольский патриарх Варфоломей, первый среди равных в православном мире, намерен его поддерживать, несмотря ни на что.

Собор готовится 55 лет, а иногда и в воспоминаниях участников возникает тема спешки, которая повторяется и сегодня, — сказал Чапнин.

«Очень я хочу спросить: а что вы делали 40 лет? Где они документы и материалы, которые были написаны, отредактированы и говорили? Их почти нет. Результаты были, мягко говоря, очень скромные. В самом деле, два года назад начал серьезно готовится к Епископу, и все православные церкви, они совместно приняли решение провести Собрание в июне 2016 года. года. Это было свободное решение — ни национальные правительства, ни международные организации не епископы были вынуждены провести эту встречу. Решение о Соборе окончательно было принято в январе 2016 года. году, и Собор был назначен на день Пятидесятницы 2016 года. года. И сразу несколько церквей за две-три недели до начала отказываются участвовать в Соборе», — пишет автор.

По его мнению, на основании объяснений неудач лежит «довольно неожиданная причина, и назвать что-то, что довольно обидно, — легкомыслие».

«Для отказа церквей стоит и гораздо более серьезная проблема. Если церкви совместно принимать какие-либо решения, а потом легко отказываются от них, которые все свои решения православной церкви не готовы ответить? От чего еще можно так легко сдаваться? Отказ от Собора — это серьезный удар по авторитету православной церкви и православной иерархии», — сказал Чапнин.

В подготовке Собора столкнулись два понятия, пишет автор, который не могли столкнуться. С одной стороны те, кто считают, что Собор — это, прежде всего, результат, который должен быть как можно более конкретным, и это набор принятых документов. С другой стороны, те, кто считает, что Собор — это, прежде всего, процесс. Самое главное — познакомиться и начать процесс католической обсуждения; в этом случае не имеет значения, какие документы будет принят на первом заседании а что, если я буду принимать их вообще. Есть исторические примеры, что такое церковные собора продолжалась и месяцы и годы.

«Соборность, — подчеркивает Чапнин, — это сложный и длительный процесс. В периоды между сессиями будет работать секретариат и специальные комиссии. Документы будут снова и снова меняться. А епископы встретятся еще раз через шесть месяцев, или год, или два, и что документы в новой редакции. При первые шаги, важно научиться говорить друг с другом, не уклоняться от общения, не искать оправданий, чтобы избежать серьезного разговора».

Важно отметить, что все церкви, который отказался от участия, стоят именно на первом положении: документы — главный критерий успеха Собора. Если документы сырыми, если на них есть возражения, то ничего и путешествовать. Еще важно отметить, что, кроме как в Антиохии, все отказавшиеся церкви от социалистической диапазона — Русская, Грузинская и Болгарская. Здесь мы ясно видим, что наследие советского прошлого еще не преодолено. Церковь мыслится в качестве замены партии, пишет автор публикации.

«Патриарх Варфоломей принял решение провести Собор, несмотря на отсутствие пяти православных церквей. Посмотрим, какую стратегию выберет. Конечно, Собор уже не будет ни «великим», ни «святой», но роль объединяющего начала он, конечно, может играть. Тем не менее патриархом Варфоломеем на сегодняшний день остается девять церквей из четырнадцати. Это, очевидно, большинство.

Второй крупный игрок — Русская церковь во главе с патриархом Кириллом, отказываясь ехать на Собор, неизбежно вступает в оппозицию и вынужден будет строить свою игру на противопоставлении себя Константинополю. Это не так трудно, потому что линия противостояния Фанар — Москва остается основная линия конфликта на протяжении многих веков. Другой вопрос, насколько это будет продуктивно в нынешней ситуации.

Но главный вывод «не-собора» — это разочарование. Разочарование большинства мирян, духовенства и даже части епископов. Разделение православного мира была чудовищной. И это «безнадежное отсутствие единства» напугало многих православных в разных странах мира. То, что раньше можно было игнорировать, теперь это очевидно всем. И не только я православный», — говорит Сергей Чапнин.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.