«Надо учиться быть открытым к другому мнению»: Зельфира Трегулова об «Отвергнутых шедеврах» и работе Третьяковки

Oсeнью в Гoсудaрствeннoй Трeтьякoвскoй гaлeрee oткрылaсь выстaвкa «Oтвeргнутыe шeдeвры. Вызoв Пaвлa Трeтьякoвa», в кoтoрую вoшли извeстныe прoизвeдeния, кoгдa-тo встрeтившиe нeпoнимaниe сo стoрoны публики. Oб этoй выстaвкe, a тaкжe o рaбoтe музeя в пaндeмию, eгo плaнax, пoпoлнeнии кoллeкции и признaнии русскoгo искусствa зa рубeжoм RT рaсскaзaлa дирeктoр Трeтьякoвки Зeльфирa Трeгулoвa.

— Сeгoдня пoнeдeльник, Трeтьякoвскaя гaлeрeя зaкрытa, прaктичeски никoгo нeт. Чтo прoисxoдит здeсь в тaкиe отрезок времени?

— Пoскoльку мы рaбoтaeм шeсть днeй с сeми, тo в пoнeдeльник стaрaeмся сдeлaть тo, чтo нужнo дeлaть бeз пoсeтитeлeй. Вo-пeрвыx, прaвильную гeнeрaльную убoрку (xoтя убирaeтся музeй, кoнeчнo жe, кaждый дeнь). Oбeспыливaниe, смeну экспoзиции, рaбoты пo пeрeвeскe прoизвeдeний. Чтo-тo снимaeтся нa выстaвку, чтo-тo, вeрнувшeeся с выстaвки, пoдвeшивaeтся. В oбщeм, этo дeнь, кoгдa наш брат мoжeм рeшить вoпрoсы, кoтoрыe нeвoзмoжнo рeшaть в присутствии публики.

— Трeтьякoвскaя гaлeрeя стaнoвится бoлee и бoлee извeстнa зa грaницeй. Хана чaщe звучит этo нaзвaниe. Пoчeму?

— Интeрeс, кoтoрый автор этих строк сeгoдня видим в мирe, oгрoмнoe кoличeствo выстaвoчныx прoeктoв, кoтoрыe, мoжeт лежать, скoпились зa эпoxу пaндeмии, нo кoтoрыe oднoмoмeнтнo oткрывaются в сaмыx рaзличныx стрaнax Eврoпы, — этo рeзультaт oгрoмнoй рaбoты в тoм числe сoтрудникoв Трeтьякoвскoй гaлeрeи.

Я oчeнь мнoгo гoвoрилa и продолжаю бубнить (под нос) о недооценённости русского искусства. Тому очищать множество причин. Включая и оный факт, что в европейских и мировых музеях в (высшей степени мало работ русских художников. Исключением является, видимо, Центр Помпиду, собрание которого на днях пополнилось подаренной русскими меценатами коллекцией современного отечественного искусства. Или — или такие музеи, как Эрмитаж Стеделейк в Амстердаме, где волею судеб оказалось заседание работ Казимира Малевича. Та бьеннале, которую он показывал в 1927 году в Европе и которая поуже не вернулась в Советский Смычка.

Сейчас в Европе параллельно экспонируются чуть-чуть очень важных выставок. Извес, самый громкий проект — вернисаж, посвящённая собранию Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых. Триеннале, которая была открыта 22 сентября в Фонде Louis Vuitton в присутствии президента Франции Эммануэля Макрона и идеже русское искусство показывается одновременно с искусством западноевропейским. Это содеялось, наверное, впервые.

Такой занимательность к русскому искусству, проявленный в первую очередность кураторами выставки, свидетельствует, фигли в мире наступает момент, когда-нибудь отношение к русскому искусству меняется и переоценивается. В часть же Париже с 5 октября в Пти-Пале работает масштабная салон произведений Ильи Репина — с собраний в первую очередь Третьяковской галереи, а с активнейшим участием Русского музея, нескольких других музейных собраний России, а как и музеев Европы, музея Атенеум.

В Германии неделю отворотти-поворотти открылась замечательная выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую да мы с тобой вначале показывали у себя, в Третьяковской галерее. Каста выставка впервые для немецкого зрителя объединяет произведения немецких романтиков и русскую ал первой половины XIX века, ахти плохо известную в Европе, а то как же и в Германии, несмотря на очевидное когнатство немецкой и русской романтических школ. Выставку открывал премьер-министр-министр Саксонии Михаэль Кречмер, какой-либо также приезжал на отворение. Ant. закрытие в Москве. Было приятно, что же пришедшие на открытие народище очень долго не расходились. Они спускались ниже, общались, поднимались опять в выставочные экспозиционные залы. И безгранично многие подходили ко ми и говорили: «Огромное вы спасибо за то, чисто вы привезли русское аполлон сюда, в Дрезден. Это сильно интересно, это великая спецшкола, с которой мы совсем невыгодный знакомы».

Ещё Вотан проект, который очень успешно соглашаться в Германии, — выставка, которая развёрнута в ту же минуту в музее Барберини в Потсдаме, одном с самых ярких и современных музеев Германии («Импрессионизм в России: начало авангарда». — RT). Сие выставка, которая начинается с работ Коровина и Игоря Грабаря и заканчивается «Белым в белом» Малевича изо музея Стеделейк. Она показывает безвыгодный просто то, как русские художники находились около влиянием французских импрессионистов, а ведь, как внутри русского импрессионизма рождался русский (передовой. А из фигуративного авангарда в конце концов родилась супрематическая изография Малевича и его серия «Белое возьми белом», которая является логическим завершением всех экспериментов импрессионизма.

— В контексте зарубежных выставок по образу раз интересно было бы определить, насколько сложно вывезти картины с России. Сам процесс логистики. Сие же, наверное, даже пахнет порохом…

— Это сложно, же не рискованно. Иначе выставочный взаимообмен во всём мире просто-напросто прекратился бы.

Сейчас выставки, в которые выдаются вещи первого в среднем из музейных собраний, проходят, увы и ах, гораздо реже, чем планирование 20 назад, в силу разных причин. Музеи трендец больше акцентируют работу со своей коллекцией и всегда больше ценят зрителя, что приходит к тебе на постоянную экспозицию. Побольше того, сегодняшняя организация выставки — серьёзные издержки. Сегодня качество упаковки, точка безопасности транспортировки таковы, почто это требует очень серьёзных финансовых вложений. Перевозя такие уникальные произведения, твоя милость понимаешь, что должен вонзаться к лучшим на рынке перевозчикам и страховым компаниям.

На случай если говорить об опасности, так сейчас все риски сведены к минимуму. Только это сложнейшая логистика. Выздороветь время таких экспортных выставок, которые делались почти эгидой «Шедевры русского искусства изо собрания…».

Любая большая передвижка русского искусства за рубежом — сие серьёзная концепция, которую ты да я прорабатываем совместно с зарубежными коллегами. В каких-ведь случаях мы разрешаем им вырабатывать собственные концепции. Но часом мы получаем вещи сверху свои выставки из собраний сих музеев — так было с Пинакотекой Ватикана, таким (образом было с Музеем Мунка в Кристиания, так было с Национальной портретной галереей в Лондоне, — ты да я также просим карт-бланш получи и распишись формирование выставки из собраний сего музея для показа после этого, в Москве, в Третьяковской галерее. Наша сестра полагаем, что лучше знаем своего зрителя. И понимаем, будто сегодня стандарт выставочных проектов в Третьяковской галерее будь здоров высок.

Мы всегда предлагаем коллегам и кураторам вести очень серьёзные исследования, изыскания, брейнсторминги, дискуссии, обсуждения, воеже выставка была проектом, какой-никакой бы подчёркивал, что Третьяковская тейт галерея сегодня является авангардом музейного и выставочного условия. Проекты, которые бы говорили бог о многом для нашей аудитории, которая сейчас привыкла к выставкам с интересными, оригинальными, безбожно современными концепциями. И пример выставки, сделанной вкупе с Государственными художественными собраниями Дрездена, — сие пример сотворчества, очень напряжённой совместной интеллектуальной работы, результатом которой стал переливающийся проект в Москве и не поменьше блестящая версия этого проекта в Дрездене.

— Поветрие как-то влияет держи международные контакты? Как в принципе поветрие повлияла на работу музея в России?

— Действительно, пандемия повлияла на целое наши международные проекты. Держи те выставки, которые автор этих строк планировали привезти и открыть в Москве. Получи те выставки, которые автор планировали показать в Европе и в мире. Приближенно все наши международные проекты отодвигались и передвигались малость раз. Был момент — тетуня самые три с половиной месяца, когда-нибудь мы сидели на удалёнке, — когда-никогда нам приходилось каждый диск) переформатировать выставочные планы. Отечественный музей был закрыт, и ты да я не понимали, когда возлюбленный откроется. И главное, что закрыты тёта музеи, с которыми мы сотрудничали, с которых планировали привозить выставки в Москву и в которые планировали исполнять свои экспозиции.

Каждая с выставок, о которых мы говорили, была отложена в частности на год. Как разок в октябре 2020-го наш брат планировали открытие и выставки Репина, и выставки изо собрания Морозовых, и выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и в Германии» у нас в Третьяковской галерее. В год были отложены масштабные выставки современного искусства, которые да мы с тобой планировали показать у себя. И неотложно они открываются: выставка «Разнообразие/Единство», которая должна была найтись в середине ноября 2020-го, открывается 23 ноября 2021-го. А чемпионат современного индийского искусства, которая должна была начаться летом 2020-го, откроется, в силу безгранично сложной ситуации в Индии, в мае 2022 годы.

Но несмотря на в таком случае что проекты переносились нате другие сроки, ни Водан международный проект Третьяковской галереи маловыгодный был отменён. Ни одна зарубежная показ, которую мы планировали подбросить. Ant. отвезти в Москву, не отменилась.

Паче того, в разгар пандемии нам посчастливилось сделать несколько международных выставочных проектов. Сие и выставка романтизма в России и в Германии, и паноптикум Ивана Кудряшова. Выставка-демаскировка нового имени художника русского авангарда, которую нам посчастливилось сделать в мае этого годы с активнейшим участием Музея изобразительных искусств Республики Каракалпакстан, с участием Центра Помпиду, с участием Музея современного искусства в городе Салоники. Сие был момент, когда коллеги боялись посылать с экспонатами сопровождающих, но чудно понимали: организация выставок — аффирмация, что международные музейные контакты, несмотря на пандемию, продолжают поддерживаться. Того Центр Помпиду принял целиком особенное, неординарное решение — выслать экспонаты без сопровождения сотрудника Центра Помпиду. Автор сверяли сохранность в Zoom.

Ведь, как публика хлынула в наши залы потом открытия, после второго локдауна, — заверение тому, что всё, словно мы делаем, невероятно мирово для нашей аудитории. И фигли люди ждут этих проектов, ждут сих выставок, ждут встречи пусть даже с хорошо известными им работами в наших постоянных экспозициях.

— В галерее существуют проекты, направленные получай разные возрастные группы. Скажем, на детей, на старшее гаметофит. Что наиболее востребовано незамедлительно, на что вы, видно, делаете ставку?

— Известно, в особенности востребованы наши онлайн-программы. И сие возвращает нас к разговору о музее в эпоху пандемии. Вслед за прошедший год мы сделали чудо как много в этой области, и наша онлайн-слушатели выросла с 2,5 млн задолго. Ant. с 11,5 млн за 2020 годочек.

Но речь не всего на все(го) о росте аудитории. Мы чисто изменили то, что предлагаем онлайн-посетителям. Автор этих строк выпустили несколько замечательных фильмов. (пред)положим, «Третьяковка с Сергеем Шнуровым», сиречь «Третьяковка с Константином Хабенским». Автор выпустили несколько новых серий изо цикла «Художник говорит». Сие была удивительная, абсолютно неформальная, нестандартная матч с самыми важными из наших современников — художников, чьё пляска определяет сегодня особую позицию России возьми художественной карте мира. Сие множество выпусков из цикла «Пассаж одного шедевра» — от случая к случаю наши специалисты рассказывают о книга или ином важнейшем произведении с собрания нашего музея. Сие замечательный ресурс «Моя Музей», который мы запустили в феврале сего года. Интереснейший портал, держи котором ты можешь приобщиться с огромным количеством работ с собрания Третьяковской галереи, никак не только всем известными шедеврами, и произвести самую свежую, самую интересную информацию о каждом произведении. Сие то, что наши сотрудники, мои коллеги писали в процесс тех долгих месяцев, в (течение того времени музей был закрыт река пока не были открыты экспозиции.

Ты да я продолжаем специальные программы чтобы детей с синдромом Дауна, детей с расстройствами аутистического спектра. Автор этих строк продолжили эти программы онлайн, единично работая с каждым из тех наших посетителей с особенностями развития, которых ты да я раньше приглашали в наши залы. В этом году, если пандемия пошла на убывание, нам даже удалось основать совершенно потрясающее офлайн-шаг, такой своеобразный бал в наших залах XVIII века, держи котором присутствовали дети с синдромом Дауна. Нужно было видеть их лица, их искреннюю веселье и радость всех нас, рано ли мы видели, что так, что мы в них вложили, вернулось нам полностью. Что эти дети с особенностями развития ведут себя, реагируют для всё так же, чисто их обычные сверстники.

— Делать за скольких в данный момент пополняется тейт галерея? Кто-то дарит новые картины, который-то временно их одалживает…

— Баснословно приятно осознавать, что находят отзвук наши призывы к меценатам, спонсорам, к коллекционерам о томишко, что мы нуждаемся в их содействии. Притом отклик и в эпоху пандемии. Пропасть компаний или меценатов, которые нас поддерживали, испытывали тетуня же проблемы, которые испытывали да мы с тобой, — как весь затея и всё деловое сообщество. И безмерно важно, что никто без- отменил своих обещаний, в фолиант числе связанных с покупкой тех разве иных произведений для коллекции Третьяковской галереи. Нам передавали работы и целые коллекции в харизма.

— Одна из текущих выставок галереи — «Отвергнутые шедевры. Требование Павла Третьякова». Фигли подразумевается под этим названием?

— Сие очень интересный проект, вымышленный нами в процессе создания музея братьев Третьяковых, каковой мы открываем в декабре сего года в Голутвинском переулке. Сие был дом, в котором братья родились и прожили 12 и десятеро лет. А музей создаётся впервой.

Сегодня мы обладаем тем уровнем знаний, некоторый позволяет очень глубоко рассчитывать то, что братья Третьяковы, и Панюта Михайлович Третьяков в частности, сделали пользу кого Москвы, для России, для того каждого из нас. И я в процессе работы над сим проектом выявили в нашей постоянной экспозиции сбочку двадцати работ, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым, которые нынче считаются признанными шедеврами, только которые в своё время подвергались жесточайшим нападкам критики. Притом критике подвергались не только лишь сами работы и создавшие их художники, только также и Павел Михайлович Третьяков, тот или иной их приобретал.

Как крата это произошло с картиной Валюся Серова «Девушка, освещённая солнцем». Придирки на Третьякова, купившего эту работу, велись в тональности, которая хотя (бы) сегодня представляется зашкаливающей. И внутри этих работ были в часть числе работы, запрещённые цензурой, в частности «Евангельский прогон» Николая Николаевича Ге. Тем приставки не- менее Павел Михайлович Третьяков покупал произведения Ге, затем что прекрасно понимал широта дарования этого художника. И понимал, что-то наступит момент, когда сии работы будут висеть в экспозиции Третьяковской галереи.

Я думаю, чего это ситуация, которая повторяется изо века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Рано ли создаётся нечто новое, кое-когда опрокидываются существующие представления, сие всегда кажется чем-ведь невозможным, чем-то предосудительным, время от времени чем-то кощунственным. Людей адски трудно повернуть на новые рельсы. Отчего это повторяется из столетия в сто лет.

Работы Верещагина вызывали резкую критику. Так резкую, что в одну с ночей он в порыве отчаяния уничтожил три изо наиболее критикуемых работ. Жестокой критике подвергалась его вид «Апофеоз войны». Критике подвергалось ватин «Иван Грозный и сынище его Иван 16 ноября 1581 лета» Ильи Репина. Паче того, на эту картину в двойном размере было совершено нападение. После этого, наверное, речь идёт о часть, что человеку, в особенности в настоящее время, надо учиться быть открытым к другому мнению, к альтернативный точке зрения. К той точке зрения, которая далеко не совпадает с его личной. К сожалению, ведь, с чем мы сталкиваемся, — сие как раз обратное: персонал становятся крайне нетерпимы к чужому мнению и ужасно агрессивно высказывают своё беспорядок с ним.

Вот эта паноптикум, мне кажется, должна сложение таким посланием из прошлого. Посланием сегодняшнему человеку, сегодняшнему зрителю, как его представления об искусстве и мире могут существовать ограниченными. Время и вечность рассудят. И в таком случае, что сегодня тебе никак неприемлемым, так же что и картины, являющиеся частью маршрута «Отвергнутые шедевры», может сквозь 100 лет восприниматься в качестве кого самое интересное из того, какими судьбами создаётся современными художниками.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.