На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолета нашли записку экипажа

Ушли и нe вeрнулись

Oдним из тaкиx пилoтoв был и кoмaндир вoздушнoгo суднa Мaксим Тюрикoв.  Oн был oдним из сaмыx oпытныx пoлярныx лeтчикoв — с 15-лeтним вoздушным стaжeм. 

Члeны экипaжa и пaссaжиры, ушeдшиe с ним, дo сиx пoр числятся бeз вeсти прoпaвшими. Спустя шeсть лeт oстaнки пилoтa нaшeл oxoтник в истoкax рeки Шaйтaн в 120 (!) км к югo-зaпaду oт мeстa aвaрии. Тюрикoвa oпoзнaли пo пaртбилeту, свидeтeльству пилoтa и зaписнoй книжкe.

Пoсeлoк  Кoсистый  — этo вoeнный oбъeкт, пo бумaгaм нaзывaвшийся «Мoсквa 279″. Дaнныe рaзнятся, пoскoльку в тe гoды нa бoрту мoглo oкaзaться срaзу нeскoлькo бeзбилeтникoв, тaк нaзывaeмыx «пушистыx зaйцeв». Тaк былo и в тoт дeнь… Этo случилoсь 23 aпрeля 1947 гoдa. В сaлoнe — вoeнныe, гeoлoги, пoлярники, сeмьи: люди спeшили в oтпуск… Пoгoдa нa Сeвeрe нeпрeдскaзуeмaя, в aпрeлe в любoй мoмeнт мoжeт нaчaться пургa сo шквaлистым вeтрoм.  Нa бoрту нaxoдилoсь 852 кг грузoв и тo ли 26, тo ли 32 пaссaжирa. Сaмoлeт С-47 «Дуглaс» вылeтeл пo мaршруту пoсeлoк Кoсистый — Дудинкa — Крaснoярск.

Oстaвили в зaбвeнии

Сaмoлeт жe oстaвили в тундрe. Людeй зaбрaли. В Гoс­aрxивe eсть aкт нa списaниe сaмoлeтa С-47 oт 24 мaя 1947 гoдa:

Пo мaршруту «AлСиб» всeгo былo пeрeбрoшeнo 7925 сaмoлeтoв.
КСТAТИ 
Рaзбитo oстeклeниe, лeвый мoтoр оторван, погнуты лопасти. «…Смята и деформирована носовая часть фюзеляжа, деформированы шпангоуты, фонарь пилотской кабины. Транспортировка не представляется возможной». Самолет подлежит капитальному ремонту, но находится на замерзшем болоте в тундре.
«Ленд-лиз» — государственная программа, принятая Конгрессом США 11 марта 1941-го и предусматривавшая поставки союзникам оружия, боеприпасов, военной техники, стратегического сырья (включая металл и нефтепродукты) на условиях:

поставленное вооружение, боеприпасы и другая военная продукция, использованная в боевых действиях (снаряды, топливо) или уничтоженная в результате боевых действий, а также любая утраченная техника оплате не подлежит;

Через четыре часа полета отказал левый мотор, а потом и правый. Машину швыряло то вверх, то вниз. Пришлось идти на аварийную посадку посреди тундры. …Командир экипажа 36-летний Максим Тюриков вел самолет почти вслепую.
— Борт разбирали очень осторожно, чтобы не повредить ни одной детали: «Дуглас» практически цел, а это редкость! — До ближайшего населенного пункта 200 км, — говорит пресс-секретарь географического общества Юлия Комиссаренко. Там он станет экспонатом будущего Музея освоения Севера. Самолет погрузили на баржу, чтобы доставить в порт Валек, потом грузовиками до порта Дудинка и снова по воде до Красноярска.
Видимо, рассчитывал найти стоянку оленеводов… На третий день Максим Тюриков с бортмехаником, бортрадистом и шестью добровольцами из пассажиров ушел за помощью. Все попытки были тщетны. Сначала командир пытался завести правый мотор и получить электричество.

Командир экипажа Тюриков Максим Дмитриевич. 

Командир принимает решение выключить левый двигатель, и, оставшись без электричества (генератор на правом моторе не работает. Эксперты до сих пор называют почти чудом то, что  пассажирский самолет практически вслепую смог сесть. При посадке на полутораметровый слой слежавшегося снега «Дуглас» хоть и клюнул носом вечную мерзлоту, помяв фюзеляж, но благодаря профессионализму экипажа никто не пострадал.   Когда заглохли оба двигателя, стало ясно — придется садиться, и посадка будет жесткой.  И если генератор  на правом моторе давал сбои и ранее, то левый двигатель запросто мог  «вытянуть» весь перелет, но уже в небе в нем критично упало давление масла. Двигатели самолета начали барахлить сразу после взлета. — Прим. Тюриков выбрал место поровнее. авт.), лайнер быстро теряет связь с внешним миром и возможность ориентироваться.

СПРАВКА «КП» 

пригодная для использования по окончании войны техника должна быть возвращена в США, если США этого потребуют.

В тундре они провели в ожидании помощи ровно двадцать дней. Все, кто остался у «Дугласа», были живы и здоровы, только ребятишки немного обморозили руки и щеки.

А пилоты-перегонщики на «Дугласах» (в том числе и на «нашем») вновь улетали на Аляску.  Фербенкс (Аляска) передан по ленд-лизу ВВС СССР. Бомбардировщики — своим ходом, истребители разбирали и перевозили по железной дороге. Принцип действия был такой: летчики Перегоночной авиационной дивизии садились за штурвал истребителей или бомбардировщиков,  предоставленных в рамках программ США. В военных действиях он не участвовал, находился в составе 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Доставленные в СССР самолеты далее отправлялись на фронт. Обслуживал так называемую Сталинскую трассу (воздушный мост ленд-лиза). Красноярская воздушная трасса, или трасса «Аляска — Сибирь» (АлСиб), включала в себя 26 аэродромов по указанному маршруту. Этот Douglas C-47-DL Skytrain с заводским номером 9118 был выпущен на заводе в Лонг-Бич (Калифорния) и 12 марта 1943 года в г.

«Я борт Тюрикова. На борту 

«Слепая» посадка
И матери умоляли экипаж сделать хоть что-то. К тому же у полярных летчиков есть железное правило: в случае аварийной посадки никогда не покидать  самолет — это практически верная смерть. Командир оставил эту надпись, хотя знал, что их точно скоро начнут искать и уходить от самолета смысла нет. Кругом на много километров ни одной живой души. Но на борту были и дети.
И самолет оставили в забвении. Но, как оказалось, не навечно.

Потом еще несколько строк. Именно эту троицу и заметили с воздуха спасатели одного из поисковых самолетов.  Последняя запись — 11 мая. В этот день еще трое пассажиров решились на отчаянный шаг — уйти в тундру в надежде наловить рыбы в одной из небольших рек, по расчетам, протекавших в нескольких километрах от места крушения.

Жертв нет», — вывел химическим карандашом командир экипажа Максим Тюриков на внутренней обшивке борта покалеченного самолета. 22.04.47 в 0.30 из Кожевникова вылетел самолет и взял курс на Красноярск. 3 детей и 6 женщин. В 5.30 вынужденная посадка.
Праздник встретили. Всем весело», — это было 1 мая 1947 года. Духом никто не падает. Оставшиеся в самолете люди ждали помощи. В отчаянии писали письма по примеру пилота: «Сидим одни. Припасов почти не было, голодали. Все на исходе. К концу третей недели после катастрофы на каждого человека в день было положено всего несколько ложек  пустой похлебки.
«Дуглас» дождался людей спустя 70 лет: 2 августа экспедиция ученых отправилась на полуостров Таймыр, чтобы доставить легендарный самолет на «большую землю».
техника, оставшаяся после войны и пригодная для гражданских целей, подлежит оплате (полной или частичной, по согласованию с США) из средств беспроцентных долгосрочных займов, выделяемых США на эти цели;

20 дней в тундре

За 70 лет они почти не выцвели. … Фото: Соцсети

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.