Летописание на Руси

Oписывaлись, нaпримeр, случaи взятoчничeствa зa пoлучeниe тoгo или инoгo цeркoвнoгo сaнa или мeстa и др. Oчeнь интeрeснa «житийнaя» литeрaтурa, тaк кaк в нeй, крoмe oписaния жизни кaнoнизирoвaнныx лиц, дaвaлaсь прaвдивaя кaртинa жизни в мoнaстыряx. Здeсь мoжнo выдeлить Киeвo-Пeчeрский пaтeрик, прeдстaвляющий сoбoй сбoрник рaсскaзoв o мoнaxax этoгo мoнaстыря.
«Слoвo…» сoздaнo в связи с пoxoдoм сeвeрскoгo князя Игoря прoтив пoлoвeцкoгo xaнa Кoнчaкa. Всeмирнo извeстным прoизвeдeниeм дрeвнeрусскoй литeрaтуры стaлo «Слoвo o пoлку Игoрeвe», дaту нaписaния кoтoрoгo oтнoсят к 1185 г. Идeя oбъeдинeния нaкaнунe тaтaрo-мoнгoльскoгo нaшeствия прoxoдит чeрeз всe прoизвeдeниe. Этoй пoэмe пoдрaжaли сoврeмeнники, ee цитирoвaли пскoвичи ужe в нaчaлe XIV в., a пoслe пoбeды нa Куликoвoм пoлe (1380) в пoдрaжaниe «Слoву…» былa нaписaнa «Зaдoнщинa». И внoвь, кaк и в былинax, здeсь рeчь вeдeтся oб oбoрoнe, a нe oб aгрeссии и экспaнсии. Игoрь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, не стал объединяться с великим князем Всеволодом Большое Гнездо и был разбит.
Из наиболее крупных летописцев, писавших после Нестора, можно выделить киевлянина Петра Бориславича. был Даниил Заточник. О себе он сказал следующее: «Был язык мой, как трость книжника-скорописца и приветливы уста мои, как быстрота речная. Прослеживается социальный заказ их покровителей. Самым загадочным автором в XII-XIII вв. Считают, что ему принадлежат два произведения — «Слово» и «Моление». Даниил Заточник был прекрасным знатоком русского быта, хорошо знал церковную литературу, писал ярким и красочным литературным языком. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как в древности разбивали младенцев о камень». В XII в. летописи становятся очень подробными, и так как они пишутся современниками, то в них очень ярко выражаются классовые и политические симпатии летописцев.
В. Соколова Автор текста: М.
Самые последние модные тенденции этого года на модном портале «Леди-Гламур».
закончил свой труд «Повесть временных лет» и составил обширное историческое введение к нему. К фигурам европейского масштаба необходимо отнести монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который к 1113 г. Эта летопись давала наиболее полную картину ранней отечественной истории и копировалась на протяжении 500 лет. Он использовал в своем труде более ранние Своды 997, 1073 и 1093 гг., а события рубежа XI-XII вв. освещал как очевидец. Надо иметь в виду, что древнерусские летописные своды охватывали не только историю Руси, но и историю других народов. Нестор прекрасно знал русскую, болгарскую и греческую литературу, будучи человеком очень образованным.
Всего «путей» — походов, в которых он участвовал, было 83. Летописанием занимались и светские люди. Например, великий князь Владимир Мономах. Именно в составе летописи до нас дошли такие прекрасные его произведения, как «Поучение к детям» (ок. 1099; впоследствии дополнено, сохранилось в списке 1377 г.). В частности, в «Поучении» Владимир Мономах проводит мысль о необходимости отпора внешним врагам.
появляется «Хронограф», представляющий, по сути, первый опыт написания всемирной истории нашими предками, причем в «Хронографе» была дана попытка показать место и роль Древней Руси во всемирно-историческом процессе. все большее значение приобретает московское летописание. Со второй половины XIV в. В 1392 и 1408 гг. А в середине XV в. создаются Московские летописные своды, носящие общерусский характер.
Летописцами становились люди разных возрастов, и не только монахи. Первым крупным историческим сочинением стал Свод, законченный в 997 г. Он включает даже придворную эпическую поэзию, восхвалявшую Ольгу, Святослава и особенно Владимира Святославовича, в чье княжение данный Свод и был создан. Очень значимый вклад в восстановление истории летописного дела внесли такие исследователи, как А.А.Шахматов (1864-1920) и А.Н.Насонов (1898 — 1965). Как явление государственного масштаба летописание возникает в XI в. Его составители описали события IX-X вв., старинные легенды.
Первые погодные записи относятся еще к IX в., их извлекли из более поздних источников XVI в. Они весьма кратки: заметки в одну, две строки. Самым замечательным явлением древнерусской литературы были летописи.
«Хождение» А. XV в. Одним из первых было описание путешествия Даниила — игумена одного из черниговских монастырей, который посетил Палестину в 1104- 1107 гг., проведя там 16 месяцев и участвуя в войнах крестоносцев. Во-первых, это повествования паломников, осуществлявших свои «хождения» в Палестину и Парьград (Константинополь), но постепенно стали появляться и описания западноевропейских государств. Отдельно надо выделить и жанр «хождений», описывающих путешествия наших соотечественников за рубеж. Никитина продолжительностью в шесть лет состоялось в 70-х гг. В нем описываются многие южные народы, но в основном жители Индии. Наиболее выдающимся произведением этого жанра является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, составленное в виде дневника.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.