Коррупция в камуфляже. Как орудуют «профессиональные» патриоты

Недавно СМИ сообщали об очередном скандале с питанием солдат. Его активно комментировал внештатный советник президента Юрий Бирюков и даже возил на продовольственные склады министра обороны. На это журналист Юрий Бутусов отреагировал так: «Бирюков имеет цель не изменить что-то системно, а снова нажать на какого-то поставщика и выдавить из него интересные условия». Об этом пишет журналист Александр Корнеев на страницах издания Главком.

Волонтер Бирюков

В статье «Кто стоит за «убийством» поставщиков ВСУ» подробно анализировалась одна ветвь коррупции в Минобороны, что вырастает на дереве под названием «Центр развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ». Но чтобы понять всю его крону, нужно сначала докопаться до корневой системы.

Обществу еще предстоит детально разобраться в фигуре Юрия Бирюкова, обанкротившегося предпринимателя без законченного образования, неожиданно нашедшего себя в волонтерстве. Война сделала этого человека советником министра обороны и президента, он занял должность председателя Николаевской организации Блока Петра Порошенко с претензией, говорят, на кресло губернатора (без диплома о высшем образовании?). Но сейчас главное – разобрать созданную им схему. Потому что она — ответ на вопрос миллионов украинцев: «Почему во власть приходят новые лица, а ничего не меняется?!».

Меняется. В том плане, что «новые», как вирус гриппа, который соответствует новым вакцинам новыми штаммами, производят более современные технологии. Ведь как работала коррупционная система раньше? Приближенное к власти лицо садилось на бюджетный поток и воровало на откатах. Бирюков, советник министра и Верховного главнокомандующего, и его компаньон по волонтерской работе Нелли Стельмах – председатель и Тендерного комитета, и Департамента госзакупок Минобороны – сначала тоже не стремились изобрести велосипед. Несмотря даже на ситуацию, которая изменилась.

Так, 21 ноября 2014 го при содействии фиктивной фирме в победе на тендере на поставку дизтоплива ВСУ на 443 300 000. грн. был арестован предшественник Стельмах по Департамента Александр Зражевский (10 марта 2015 года его отпустили под залог в 16 млн. грн.). И в том же марте возбуждено уголовное дело против соратницы Бирюкова! Комитет ВР по нацбезопасности и обороны, проверив закупку Минобороны зимнего дизтоплива на 700 млн. грн., обнаружил превышение оптовой цены розничной на 25%! Секретарь комитета депутат Иван Винник оценил размер убытков для государства в 140-170 млн.

Но Стельмах не была арестована. Она сначала ушла с поста главы тендерного комитета, а затем – Департамента. Как заявляла, по собственной инициативе, из-за двукратного роста объема работы … Что характерно: если старые коррупционеры избегали ответственности за деньги и молча, то новые – без залога, зато прикрываясь патриотизмом или громко ругаясь в Фейсбуке. «Цель была – помочь стране», — сказала Стельмах и покинула Минобороны (впрочем, ее дело до сих пор не закрыто, как и еще три относительно других подозрений). А Бирюков – тот просто поругался с журналистами, которые писали о скандальном соглашении, и остался при своих должностях. Но надо признать, понял, что надо работать изящнее.

Еще в конце сентября 2014 президент подписал указ «О неотложных мерах по защите Украины», которым поставил перед Минобороны задачу «ускорить создание формирования Сил специальных операций ВСУ». Поскольку только на первый этап подготовки ССО Америка выделила $ 20 млн., а бюджетное финансирование нового отдельного рода войск количеством около 15 тыс. бойцов обещало быть щедрым, Бирюков начал генерировать идею создания для этой «армии в армии» своего «департамента в департаменте». Независимого от Департамента госзакупок, с правом выхода на зарубежные рынки без конкурсов и тендеров.

Центр

Но все Вооруженные Силы более одного, пусть и элитного, рода войск. И тогда родилась идея создания Центра развития и сопровождения материального обеспечения Вооруженных Сил Украины. Она гениальна в своей простоте, поскольку одним указом главы Минобороны одна структура получила возможность:

а) разрабатывать нормы и образцы (эталоны) обеспечения ВСУ, стандарты, спецификации, ТУ;

б) проводить тестирование этих образцов;

в) предоставлять участникам тендеров заключения о соответствии образцов продукции производителя эталонным и ТУ, утвержденным этим же Центром;

г) осуществлять контроль качества и приемку имущества.

Повторимся, все эти полномочия получило одно обособленное подразделение, подчиняющееся даже не министру, а его заместителю (Указ Минобороны об утверждении Положения о Центре №306 от 01.07.2015).

Единственное, чего не удалось добиться для абсолютной монополизации – ликвидировать Главное военное представительство Минобороны, которое отвечает за прием, разработанные ТУ все же надо было согласовывать и утверждать, и по госзакупкам надо было сотрудничать с Департаментом госзакупок и Тендерным комитетом Минобороны, а не решать все вопросы единолично.

Однако, под патриотические возгласы о «волонтерском прорыве, сломавшем позвоночник коррупции» возник монстр с исключительным влиянием на процессы, касающиеся всего обеспечение ВСУ.

Трезвые головы не молчали

«В процессе управления требованиями к продукту, закупками и контролем соответствиякачества возникает конфликт интересов и возможность злоупотреблений … За осуществление контролякачества соответствия не должно отвечать одно подразделение, — такой вывод делала аудиторская компания EY (Ernst & Young). — Так возникает конфликт интересов и возможность для злоупотреблений: 1) манипуляции с требованиями под заниженные параметры конкретной партии поставки; 2) манипуляции с фактическими результатами контроля; 3) манипуляция с требованиями под интересы конкретных поставщиков».

«В Центре существует высокий уровень риска проявлений коррупции. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием в полном объеме планирования повседневной деятельности, незнанием и невыполнением должностными лицами своих функциональных обязанностей и должностных инструкций, дублированием функций, принятия решений и изданием приказов с превышением своей компетенции», — это отчет министра о проверке Центра управления по вопросам предотвращения и выявления коррупции Минобороны от 12 мая 2016 го. Тогда же было предложено пересмотреть нормативные документы и снять с Центра несвойственные ему функции.

Несмотря на все это, структура, соединившая функции разработчика параметров продукции, заказчика продукции и контролера продукции, заработала. Ее полномочия позволяли так оформить техусловия, чтобы они подошли только одному – нужному – производителю. А если конкурент не согласится с таким развитием событий, его можно не допустить к участию в тендере: замучить экспертизами по надуманному обвинению в низком качестве продукции. Если же компания окажется упорной и таки получит заключение для участия в торгах, ее можно «срезать» на этапе приемки готовой продукции, увеличив число испытаний последней с десяти до 37-ми.

И возглавил этот Центр подполковник-замполит с родного для Бирюкова Николаева Дмитрий Марченко.

Отстрел конкурентов

Метод «ТУ под одного» наглядно подтверждает пример с берцами, которые вот уже второй год подряд поставляет армии одна компания – ООО «Таланлегпром». Если, например, летние полевые костюмы поставляют армии несколько фирм, то цену за один комплект такой формы удалось сбить с 850 грн. в прошлом году до 550 грн. в текущем. Это – несмотря на кризис и инфляцию! А берцы как стоили 1400 грн., так и стоят. К тому же Дмитрий Марченко постоянно подчеркивает, что надо покупать более дорогую обувь.

О методе «как избавиться конкурента» коротко и ясно расскажет жалоба №UA-2016-07-06-000580-с.b1 на Центр ООО «Юниверсал Трейдинг Групп»: «Хотим принять участие в тендере на закупку чехлов для бронежилетов, но до сих пор не можем получить заключение о соответствии образца, который выдается Центром. Центр мотивирует это тем, что в них отсутствует ТУ на данное изделие. Поскольку тендер через два дня, просим вас перенести торги на семь дней». Статус нарушения «Оставлена без рассмотрения».

Метод «затягивать экспертизами» подробно описан в этой статье «Кто стоит за «убийством» поставщиков ВСУ». Описанный в этом материале инцидент с поставщиками формы раскрыл еще один аспект – как Центр выжигает из своего поля монопольной деятельности остатки любого альтернативного контроля. В данном случае – службу Главного военного представительства (так называемую «военприемку»).

Несмотря на то, что вскрылись факты откровенного лоббирования Центром интересов одной коммерческой структуры и наглой фальсификации «волонтерами» продукции конкурентов последней приказом министра почти десяток военпредов получили строгие выговоры, их предупредили о неполном служебном соответствии. За что? За то, что нарушают монополию Центра на прием готовой продукции? За то, что действительно неделями сидят на складах по всей Украине, оценивая почти поэкземплярно тысячные партии, в то время, когда ответственные за аналогичные задачи сотрудники Центра принимают подобную работу за однодневный отпуск-командировку?

Если приведенных фактов недостаточно, можно более подробно углубиться в упомянутую бегло выше аферу с берцами. И не только по поводу подготовки ТУ под одного производителя. Но и в том, чем это обернулось, когда только за восемь месяцев Минобороны переплатил 162 млн. грн. при общей цене контракта в 419 млн. Так Бирюков и компания взяли реванш за неудачный гешефт с соляркой – почти в том же размере «призовых»? Впрочем, и об этой компании тоже есть, что рассказать …

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.