Камню дал душу ваятель

Мы гoвoрили с Гeдиминaсoм Aльбинoвичeм Йoкубoнисoм в eгo мaстeрскoй, рaспoлoжeннoй пoчти в сaмoм цeйтрe Вильнюсa. Нo шум гoрoдa нe дoлeтaл сюдa, здeсь цaрилa aтмoсфeрa сoсрeдoтoчeннoсти и тишины, кoтoрaя всeгдa сoпрoвoждaeт рaбoту вeликoгo xудoжникa.

В Литвe пaмятники Йoкубoнисa знaют всe, и рeспубликa гoрдится тeм, чтo иx. Сeгoдня г. Йoкубoнис признaнный мaстeр, нaрoдный xудoжник СССР, прoфeссoр, oдин из вeдущиx сoвeтскиx скульптoрoв.

Путь oбучeния Йoкубoнисa, кaк учитeль, кaжeтся, быть прямым и ясным, твoрчeскoгo взлeтa — быстрo. Выигрaл высшую нaгрaду — Лeнинскoй — пoслe сoздaния пaмятникa жeртвaм фaшизмa в дeрeвнe Пирчюпис. Этo был яркий, иннoвaциoнный прoизвeдeниe мoлoдoгo скульптoрa, кoтoрoму тoгдa испoлнилoсь 30 лeт, нa сaмoм дeлe, втoрую рaбoту пoслe oкoнчaния шкoлы.

Успex был прeкрaсным. В нeм скaзaлaсь цeлoстнoсть xaрaктeрa Йoкубoнисa, с eгo учaстиeм, пoжилыe понимание задач искусства, профессиональное отношение. В этом успехе была большая заслуга его учителей, их мудрость, их опыт.

Я считаю,говорит Йокубонис, что учитель гораздо больше дает ученику не в процессе обучения, но, прежде всего, примером собственного творчества.

Я изучал знаменитого скульптора литовский Ю. Микенаса. Это был талантливый человек большой культуры, оказавший значительное влияние не только на наше поколение, но и современного литовского искусства в целом. Один из тех, что создали после Великой Отечественной войны литовской советской школы скульптуры. Создана была блестяще. В Каунасе он изучал живопись, фреска, мозаика, Париж — скульптура; он учился у французских мастеров школы Майоля. Огромное влияние на творчество Микенаса имел литовского народного искусства, которых он хорошо знал.

Во время уроков Микенас говорил скупо, редко поправлял, но то немногое, что им было сказано, имеет много смысла, потому что подкреплялось его творчество. Тем не менее, он никогда не навязывал своего мнения. Напротив, сильно помогли показать ученикам, свое воображение, индивидуальный пришествия.

Каждый художник, на мой взгляд, имеет свое представление, образ. Возьмем, к примеру, классическая музыка, творчество мастеров Возрождения. При всей их универсальности, мы можем определить идеал человека, что тот или другой художник пытался выразить. Для Микеланджело это сильный характер, волевой и храбрый. Пророков, Давида, рабы и Сивиллах большой скульптор поставить свое видение идеального человека. Леонардо да Винчи подходит другой ясной, гармоничной, совершенной личности.

Итак, сегодня. Каждого художника есть главная тема творчества. Если говорить о моем идеале, это человек, внешне сдержанный, сильный, но вы чувствуете, твердости, воли, истины, морали. Если так можно сказать, это образ молчаливого, спокойного величия.

Меня никогда не привлекали темы сверхсложные, композиции с большим количеством персонажей. Я отбираю мало. Интересно пристальнее вглядеться в человека, понять и реализовать свой характерный стиль. Средства выражения я тоже всегда сдержан. Я не говорю, что это принцип работы лучше, чем другие, но мне более близок.

Эти творческие принципы отчетливо проявились в первой работать Йокубониса — «Председатель колхоза». Скульптура была предназначена для выставки, не существует до сих пор, что охотились обобщенности формы, что будет позже, в следующих монументальных произведений. Но есть блестящая идея, теория, которая пытается воплотить скульптор.

В спокойной обстановке, уверен, шаг президента, во всем своем неброском и простой форме, волевом лице легко узнаваемый характер решительный, настойчивый. Это настоящий хозяин земли, уверен, строителя будущего.

Работа на председателя колхоза, в основном производится скульптора на создание памятника в Пирчюписе.

Название этой литовской деревне болью отзывается в сердце каждого советского человека. Здесь, в 1944 году, фашисты учинили зверскую расправу над мирным населением. Пирчюпис находится в 40 километрах от Вильнюса, в районе леса, где особенно сильным было партизанское движение. Когда карательный отряд гитлеровцев, не найдя партизан, всю свою бесчеловечную ярость выместил на мирных жителей — женщин, детей, стариках. Они были загнаны в сараи и сожжены. Погибли 119 человек, среди них 67 детей.

После Победы, правительство Литовской ССР приняла решение увековечить память жертв Пирчюписа. Был объявлен конкурс на лучший художественный проект памятника. Йокубонис, в котором много литовских художников и архитекторов принял участие и получил первый приз.

Вот как определил он тогда его план: «цифра — главная цель памятника. Рис. решена спокойно, статический, декоративно-прикладного искусства, национального характера, с глубокой внутренней динамикой, что выражает боль, ненависть, протест и вера в новую возрождающуюся жизнь». В процессе работы план вникал, полнее раскрывалось идейное содержание скульптуры. И сегодня, спустя 20 лет, этот памятник является значительное произведение советского искусства, силы слова и сдержанной скромности.

…Вы незаметно среди типичного ландшафта и, кажется, органически слитым с улицы, которые окружают полями и перелесками. В глубокой медитации стоит литовского крестьянина. Плачет, если вы и ваши дети, плачет, если о ближних и всех погибших за правое дело? Самые возвышенные и святые чувства любви к Родине, остро пробуждает образ величественной матери и, одновременно, грустный и жизнеутверждающий.

Когда подходишь ближе, невольно все внимание привлекает лицо женщины. Как глубока боль в его глазах! Рука крепко сжимает платок под подбородком, другой-носовой платок, что женщина утирала слезы. И, в конце концов, не только печаль рождается от этой картины. Не мести, — кричит мать. Гордо и спокойно она-страдание, свою долю. И в этом сила сопротивления лица — обязательство, в будущей жизни, чтобы возродиться из пепла.

В скульптуре «Мать Пирчюписа» я пытался показать красоту человека, найти, идею, что принес с фашизмом смерть и муки не могут сломить человека, и его желание защищать мир, спокойствие, счастье,говорит Йокубонис.Много раз я слышал вопрос: «кто появился символ моей героини? Там тоже были любопытные случаи. После присуждения мне премии Ленин в газете, например, было написано, что пирчюписскую Матери я сделал с его матерью, что-де жил в Пирчюписе и единственный, кто остался в живых.

Это, конечно, вымысел. Люди любят жизнь, и вполне понятно их желание видеть истинное лицо искусства. Тем не менее, «Мать Пирчюписа» не было конкретного прототипа. Я так старался, прежде чем остановился на этом варианте. Первый эскиз, например, он снялся обелиск в виде обгорелой обломанной трубки. Но я был зол и начал искать другое решение, трагический силуэт женщины-матери.

Ни одна модель, когда работа мне не понравилась, хотя, конечно, был в Пирчюписе. Здесь в день годовщины народной трагедии собирались женщины и плач жертв. Плач умерших восходит к своеобразному фольклорному жанру — причитаниям. Типы женщин, их одежду запечатлелись в моей памяти.

Я часто задавался вопросом: пришло ли у меня принципы литовской деревянной скульптуры, чувствовал, что, если влияние традиции ремесел? Вы можете ответить: «да» и «нет».

Прямого заимствования нет. Связь профессионального искусства, народного творчества, должна быть внутренней, глубокой. Корни нашего искусства, от которого нельзя убежать. «Мать Пирчюписа» есть черты, роднящие с традициями литовского дорожного движения, памятник,фигура, набор, памятник находится на дороге, его форма, скупой, лаконичный.

Если вместо того, чтобы анализировать формы в частности, то они принципиально отличаются от произведений народных мастеров.

Я помню такой случай. Когда я сделал памятник, меня в мастерской, отправился с двумя друзьями: один историк искусства, ученый и серьезный, другой-художник. Посмотрели, не закончена еще работа, и они говорят: «Хорошо, вы чувствуете связь с народного творчества. Хорошо придумал. Но глаза его не сделать, наметь только чуть-чуть, не больше». Но я не слушал совета.

Вспомнил я это к тому, что даже в нашей профессиональной среде не всегда верно понимается связь с народными традициями. Если композицию натюрморт, например, художник включает в литовской деревянной скульптуры — как все было очень модно,то это не означает, что автор исходит из принципов народного искусства. Внешние, наружные стены и характеристики примитива не нужно. Они органичны для популярной процедуры, что я видел и слышал, в частности, он нередко интуитивно. Но если у вас за спиной профессиональной школе искусства, — ты будешь глазами, а не проникнуть в тире.

Со времени создания памятник в Пирчюписе прошло почти 20 лет. Для Йокубониса они были заполнены напряженной работой. В частности, в области портретной скульптуры. Его всегда интересовал и интересует Человек с большой буквы, личность, незаурядная, исключительная. Его персонажи живут в камерном, маленьком мире, и единой судьбы народа, Родины. Почему это так органично и естественно для художника, его обращение к ответственнейшей теме — создать образ В. И. Ленина.

Памятник, установленный сейчас в Москве под залог, Ленина, первоначально предназначен, естественно, интимной обстановке. Я портрет Владимира Ильича в минуты отдыха, ходить через сад. Вот, остановился на мгновение, думать о чем-то важно…

Работа над ленинским образом духовно обогащенный Йокубониса, позволили лучше понять легендарной в течение первых лет Октября.

Герои многих произведений скульптора известных литовских поэтов, писателей, художников. В 1974 году, создал памятник поэту Майрони-су, установлен на центральной площади города Каунас, то вертикальная скульптура Чюрлениса в Каунас. Сегодня в мастерской Йокубониса работает новый памятник поэту Адаму Мицкевичу.

Хотя Мицкевич писал на польском, мы считаем, что его не только польский, но и литовский поэт,говорит Йокубонис. Родился поэт в окрестностях Вильнюса, в Беларуси, учился в Вильнюсе, работал учителем каунасской гимназии. Вся его творческая, сознательная жизнь связана с Литвой. Вторую половину жизни Мицкевич жил в Париже, но там он написал одно стихотворение — знаменитый «Пан Тадеуш». В ней выразил всю тоску, и начинается со слов:

Отчизна милая, Литва! Ты, как здоровье, держите это в себе, как в собственной крови,
Кто потерял тебя. Истерзанный чужбиной, Пою, и плачу я лишь о тебе единой.

Адаму Мицкевичу создал несколько памятников в Польше, во Франции, много скульптуры, портреты, медали. Автор париж: памятник поэту-это известный французский скульптор Бурдель, который показал, Мицкевича таким образом, паломник, странник, который ходит с тростью. В целом, часто называют беглец, пилигрим. Но для нас, Адама Мицкевича, всегда будет не изгнанником, и родные поэта. Он спел Литвы, ее историю и народ с живой силой, которая касается сегодня.

Я хочу сделать памятник юному Мицкевичу, создать романтический образ, эпоху в которой он жил.

Каждое новое произведение Йокубониса в ожидании. И больше, чем другие художники, его ученики. Уже несколько лет Гедиминаса Альбинович является профессором Вильнюсского художественного института. Его лабораторные выпускников скульпторов, которые сегодня в значительной степени определяет уровень литовского искусства. И как учитель, наставник От Йокубонис гордится достижениями своих студентов.

Самое ценное, что есть сегодня в искусстве молодых,разнообразие, своеобразие,считает, Йокубонис.Молодые люди ищут идеал, путь в искусстве, герой. Они стремятся освоить разные техники, разные материалы — один любит дерево, другой более готовы сделать все из бронзы, камня; спокойно комбинировать материалы, ищет новые формы. Интересные работы были представлены на недавней молодежной выставке прибалтийских республик. Правда, не могу сказать, что в искусстве молодых людей все гладко и радужно. Они разные. И иногда приносят не только радость.

Что может быть хуже, коммерческий взгляд на искусство? И некоторые молодые люди слишком быстро для удовольствия, стремиться к созданию произведения искусства в угоду моде, не очень высокий рейтинг — салона, сладкий. Конечно, скульпторы, которые быстро отвечают только на один вопрос, скоро исчезнут, как художники. К сожалению, так называемые » средние произведения многих других. Иногда они хорошо котируются — никому не мешают, никому зла не делают. Но хорошо не делают, и незаметно повреждают. На самом деле, по их воле люди перестают интересоваться искусством, потому что она теряет свою актуальность.

Искусство-это в районе, где были утверждены только некоторые. Остается небольшой процент работ со знаком качества. На первом этапе, скорее всего, очевиден: в любой области человеческой деятельности, где главное условие роста являются талант и труд. Потому что в природе так же: как семя падает в землю, и сколько из них прорастает.

Настоящее искусство требует самоотречения. Если художник не имеет мужества, чтобы некоторые предприятия в творчество, если вы считаете, что творчество не обычный день работы,от такого творца настоящей отдачи не ждать. Художник всегда должен быть настроен так, что сегодня требуется максимальное напряжение сил, чтобы создать что-то необыкновенное.

Так работает, и сам Г. А. Йокубонис. Потому, что его произведения затрагивают и заботятся о нас, говорить о лучшем в человеке, о нашем замечательном современнике.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.