Хлеба без зрелищ. К чему приведёт отмена регулирования цен на социальные продукты

22 сентября Кабмин пока в качестве пилотного проекта отменил на три месяца ограничение торговых надбавок на социальные продукты. Отныне сахар, мясо на кости, варёные колбасы, гречка, молоко 2,5% жирности, творог, сметана 15% и 20% жирности, сливочное масло жирности 72%, подсолнечное масло, куриные яйца, мука, хлеб и хлебобулочные изделия для диабетиков, а также овощи «борщевого набора» будут продаваться без ограничения торговых надбавок. Раньше торговая наценка на эти продукты в рознице не должна была превышать 15% от оптовой цены, а производители обязаны были согласовывать с госорганами обоснованность повышения оптовых цен более чем на 1% в месяц, пишет издание Фокус.

Вне зоны контроля

Регулирование цен на продукты — один из рудиментов советской эпохи, которого уже нет в большинстве стран СНГ. Даже «социалистическая» Беларусь отменила госрегулирование цен в начале 2016 года. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, аналогичное решение в Украине стало очередным антикоррупционным шагом правительства. В идеале эта мера должна снизить давление на розничную торговлю, так как на местном уровне за утверждение прайсов с ретейлеров сейчас требуют взятки. Как поясняет проектный менеджер реформы дерегуляции при Нацсовете реформ Дмитрий Романович, до введения пилотного проекта бизнес тратил десятки миллионов гривен на содержание чиновников, обслуживающих фиктивное «регулирование», что лишь провоцировало рост цен.

К тому же, добавляет глава Госпродпотребслужбы Владимир Лапа, производители продуктов и ретейлеры давно научились обходить установленные законом ограничения. «В продовольственном плане Украина очень тесно интегрирована в мировую торговлю. Что бы мы ни делали, цены на продукты в стране будут зависеть от курса гривны. Единственный способ остановить рост цен на продукты питания — это стабилизировать макроэкономические показатели страны. Любые административные рычаги в этом плане показывают низкую эффективность», — признаёт он.

Самый простой способ обойти ограничения на максимальную торговую надбавку — «бонусы», которые сети берут с производителей якобы за размещение их продуктов на выгодных местах. «Розничные сети требуют от хлебопёков дополнительную оплату за продвижение товара. Но о какой рекламе может идти речь для такого товара, как хлеб? Однако отказаться от поставок нет возможности, если это касается сети с большим количеством магазинов», — говорит гендиректор ассоциации «Укрхлебпром» Александр Васильченко.

Кроме того, у ретейлеров есть возможность компенсировать недополученную при продаже социальных товаров прибыль за счёт увеличения маржи на других товарах. К примеру, как уже говорилось, государство регулирует цены лишь на молоко жирности 2,5% и сметану жирности 15% и 20%. Но в реальности ассортимент таких продуктов очень узок. Большая часть молока в супермаркетах имеет жирность 2,6%, а сметаны — 16% и 21%. Цены на такие товары государство уже не регулирует, а значит, сети могут устанавливать на них какую угодно цену.

Теория и практика

За первые дни проведения пилотного проекта существенного повышения цен не произошло. Директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, тем не менее, допускает, что это возможно. «Раньше маржа нарушалась, но незначительно. Регулирование сдерживало аппетиты. Теперь никто цены не сдерживает, и у производителей и сетей развязаны руки», — говорит он.

Правоту Дорошенко косвенно подтверждают и разбирательства АМКУ касательно неоправданного завышения торговыми сетями цен. В 2015-м антимонопольное ведомство проверило крупнейшие торговые сети, их поставщиков и производителей на предмет соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции. АМКУ вынес вердикт: произошло необоснованное повышение цен на 20–30% на ряд товаров. Сети были оштрафованы на 204 млн грн за сговор с поставщиками. А в феврале этого года АМКУ начал аналогичные проверки на рынках куриных яиц, сахара, охлаждённого мяса птицы, гречневой крупы и бутилированного подсолнечного масла. По результатам исследования рынка гречки уже открыто дело по признакам антиконкурентного сговора.

Платёжеспособность украинцев хоть и растёт, но медленно. По данным Госстата, объём розничной торговли за январь — август этого года составил 731,6 млрд грн, что на 3% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2014 -го объём розничных продаж упал на 20%. Снижение покупательного спроса заставляет торговые сети жёстко конкурировать между собой и открывать как можно больше новых точек продаж. По данным исследования компании GT Partners Ukraine, в прошлом году в Украине появилось 394 новых супермаркета. Расширение сетей требует средств, а их проще всего получить, подняв цены на товары, от которых при всём желании невозможно отказаться.

Ещё один фактор, способствующий росту цен, — повышение цен на продовольствие на мировых рынках. По данным Продовольственной организации ООН, в августе этого года цены на продовольствие в мире по сравнению с августом 2015-го выросли на 7%. Самый высокий рост цен отмечался на молочные продукты (на 9%) и подсолнечное масло (на 7%), то есть на продукты, составляющие существенную часть «социального» рациона. Так что ближе к новому году правительству придётся принять весьма непростое решение — отменять ли граничные надбавки навсегда, или оставить как было.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.