Будущий транзитный контракт: на “зрады” и “перемогы” рассчитайсь!

Пoстaвки рoссийскoгo гaзa в Eврoпу чeрeз укрaинскую гaзoтрaнспoртную систeму прoдoлжaтся. Укрaинa сoxрaняeт стaтус трaнзитнoгo гoсудaрствa. Киeв и Мoсквa при пoсрeдничeствe Eврoкoмиссии сoглaсoвaли oснoвныe пaрaмeтры будущeгo сoглaшeния. Тexничeскиe «нюaнсы» дoрaбaтывaют нa урoвнe субъeктoв xoзяйствoвaния — OOO «Oпeрaтoр ГТС Укрaины» и «Гaзпрoмa» — с тeм, чтoбы нe пoзднee 29 дeкaбря пoдписaть дoкумeнт. Oб этoм рaсскaзaли 21 дeкaбря нa брифингe министр энeргeтики и зaщиты oкружaющeй срeды Aлeксeй Oржeль и испoлнитeльный дирeктoр НAК «Нaфтoгaз Укрaины» Юрий Витрeнкo. Сaми oни oцeнивaют рeзультaты пeрeгoвoрoв дoвoльнo oптимистичнo. Экспeрты бoлee oстoрoжны в oцeнкax. A вoт пoльзoвaтeли сoцсeтeй трaдициoннo рaздeлились нa тex, ктo ужe кричит o «зрaдe», прaзднуeт «пeрeмoгу», или прaгмaтичнo oтмeчaeт: «при нынeшниx oбстoятeльствax «приeмлeмo», a кaк будeт дaльшe — увидим»…

Пoпрoбуeм oбoбщить, чтo ужe извeстнo oб oжидaeмoм кoнтрaктe, a тaкжe пoслушaть, кaк eгo oцeнивaют в Укрaинe — прeждe всeгo, в экспeртнoй срeдe.

Сoглaшeниe Укрaины и РФ: пoзитивы и oжидaния

Пoслe брифингa Oржeля и Витрeнкo нa прaвитeльствeннoм сaйтe oбнaрoдoвaли прoтoкoл укрaинскo-рoссийскиx дoгoвoрeннoстeй пo гaзoвoму трaнзиту.

Пo oцeнкaм спeциaлистoв, бoлee или мeнee oднoзнaчныe «плюсы» будущeгo кoнтрaктa для нaшeй стрaны, судя пo oбнaрoдoвaннoй инфoрмaции, слeдующиe:

1. Трaнзит всe-тaки будeт! Нa фoнe длитeльныx рaзгoвoрoв o тoм, чтo Крeмль, чтoбы нaкaзaть Укрaину, ни при каких обстоятельствах не сохранит прокачку топлива по нашей территории (пусть даже себе во вред), и «страшилок» о газе для украинцев по 13 гривен «за куб» и ежегодных трехмиллиардных бюджетных потерях, это — вероятно, главная победа. Что важно также не только с точки зрения экономической выгоды и возможностей дальнейшей беспроблемной эксплуатации, а не консервации или — не дай Бог — ликвидации нашей ГТС, но и учитывая вопросы безопасности. Ведь ранее эксперты не раз предупреждали: полностью отказавшись от транспортировки газа через нашу территорию, Кремль может освободиться от одного из последних предохранителей от прямой агрессии против Украины. Сохранение же транзита — важный фактор сдерживания врага: что бы там ни говорили, а Москва не готова окончательно «побить горшки» с европейскими потребителями своего «голубого товара».

2. Признание и уплата «Газпромом» штрафа. Алексей Оржель и Юрий Витренко, информируя о соглашении, заверили: этот шаг в целом должен предшествовать техническому продлению транзита российского газа по украинской территории. По их словам, российская сторона перечислит отсуженные «Нафтогазом» почти $3 миллиарда уже к новому году. При этом речь идет о всей сумме — с учетом пени и процентов за несвоевременную уплату. Понятно, что для Украины, которая в конце года переживает определенные финансовые трудности, это — большая «подспорье».

3. Повышение «транзитного тарифа». «Стороны понимают, что тариф должен расти», — заявил на брифинге Алексей Оржель. Конкретных цифр он не назвал, уточнив, что их согласовывают между собой «Оператор ГТС» и «Газпром». При этом чиновник заверил: стороны будут руководствоваться не собственными желаниями, а европейскими ориентирами по определению тарифов.

4. Транзит отдельно, аннексированное РФ украинское имущество — отдельно. Это также очень важна «красная линия», которую ни при каких обстоятельствах не должны были перейти представители Украины. Речь идет о судебных претензиях, которые НАК «Нафтогаз Украины» летом направил в Трибунал при Постоянной палате Третейского Суда в Гааге, а также иски, поданные в другие международные судебные инстанции. Украинская сторона требует от России компенсации убытков, причиненных вследствие экспроприации активов «Нафтогаза» во время аннексии Крыма. «Нафтогаз» настаивает, чтобы Трибунал обязать РФ выплатить $5,2 миллиарда. Совершенно очевидно, что россиянам было выгодно «протянуть» в пункт о взаимном отказе от судебных претензий и этот иск. Но, отвечая на вопрос журналистов, Алексей Оржель заверил: о том, чтобы «понять и простить» России еще и это, речь не шла, не идет и не зайдет в будущем. При этом он напомнил, ответчиком в этих исках определен не «Газпром», а «Государство Россия». Поэтому в этом вопросе Кремль «не отмажется».

5. Сотрудничество по европейским правилам. Готовясь к заключению контракта с «Газпромом», Украина сделала важные шаги к интеграции в единое европейское энергетическое пространство. В частности, путем анбандлинга НАК «Нафтогаз» удалось создать новую структуру — ООО «Оператор ГТС», которая и подпишет контракт с «Газпромом». Соответственно, все будущее сотрудничество будет происходить по четким и прозрачным европейским правилам. Напомним, недавно новый газовый оператор получил европейскую сертификацию. И теперь доступ к нашим транспортным мощностям будет не только у «Газпрома» (как в рамках действующего до конца года контракта), но и у других владельцев и потребители «голубого топлива», которые смогут оперативно резервировать мощности украинской ГТС на любое время — год, месяц, неделю и даже день. Благодаря этому можно будет частично решить проблему недостаточной заполняемости нашей «трубы».

Также важно: будущим контрактом планируется предусмотреть и европейские правила сотрудничества между «Газпромом» и «Нафтогазом» в вопросах возможной поставки российского газа в Украину. Навязать нам обязательные прямые поставки, на чем не раз настаивала российская сторона (в частности, во время недавних переговоров в Париже об этом говорил Владимир Путин), Москве не удалось. Украина сохранила за собой право в случае необходимости закупать необходимые объемы топлива в РФ — однако, только по европейским правилам и по конкурентным европейским ценам.

Соглашение Украины и РФ: «зрады» и сомнения

1. Одним из негативов договоренностей украинцы считают отзыв судебных исков «Нафтогаза» против «Газпрома».

«В пакете» с продолжением транзита — вариант, предусматривающий полное урегулирование всех требований с обеих сторон. Не останется никаких открытых исковых требований после того, как это решение будет выполнено», — отметил, анализируя положения будущих соглашений, Алексей Оржель. И это вызвало больше всего сигналов о «зраде» в соцсетях. Многие считают, что Украина должна продолжать свою борьбу с «Газпромом» в международных судебных инстанциях. Ведь «на кону» как-никак — $12,25 миллиарда! Плюс — штрафы (еще более $7 млрд), которые наложил на российского газового монополиста украинский Антимонопольный комитет! АМКУ обяжут отменить свое решение. В то же время не стоит забывать, что речь идет и об отказе от исков со стороны «Газпрома». Российская сторона ведь тоже хочет взыскать с Украины несколько миллиардов долларов. Шансы выиграть соответствующие дела невелики. Но они есть. Напомним, кстати, что «Газпром» выиграл у нас один из предыдущих исков. Другое дело, что на гораздо меньшую сумму. Поэтому в результате «взаимозачета» мы и должны получить по решению Стокгольмского арбитража уже упомянутые почти $3 миллиарда.

Хотя в целом продолжение судебного противостояния — перспектива заманчивая. Ведь украинские позиции достаточно сильны. Шансы отсудить если не все $12,25 миллиарда, то как минимум половину этой суммы, довольно значительны. И в очередной раз «наказать долларом» российского монополиста — большой соблазн. Ведь «$5-6 миллиардов на дороге не валяются»… Но стоит осознавать: при таких обстоятельствах «Газпрому» не оставалось бы ничего другого, как «отморозиться» и прекратить любые контакты с украинской стороной. Ведь Москва уже не раз демонстрировала, что решение Стокгольмского арбитража и других международных судебных инстанции и даже положения международных конвенций и договоров для нее — «не закон».

Пойти же путем арестов «газпромовского» имущества за рубежом, что частично уже состоялось в рамках усилий по взысканию присужденного в Стокгольме возмещения — сложно и не совсем выгодно. Потому что, во-первых, найти имущество, стоимость которого соответствовала бы отсуженным многомиллиардным суммам, не так легко (ведь это можно сделать только на территории европейских стран). Во-вторых, процедура реализации этого имущества достаточно длительная и затратная. В итоге удастся выручить лишь небольшую часть присужденной международным арбитражем суммы.

2. Срок контракта и объемы прокачки. Оценки связанных с этим положений будущего документа неоднозначны. «Нафтогаз» и «Газпром» договорились о контракте по транзиту газа через территорию Украины на 5 — с возможностью пролонгации еще на 10 — лет. И это — следствие взаимных уступок. Ведь ранее позиции сторон были кардинально противоположными: Москва считала выгодным для себя только одногодичный (или полугодовой) контракт, в Киеве же настаивали на не менее 10 «обязательных» годах с возможностью «автоматического» продления по соглашению сторон.

Позже – до переговоров в сентябре – вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович предложил заключить договор на 10 лет с возможностью его расторжения уже через 5 лет «в связи с новыми обстоятельствами». Украинская сторона этот вариант поддержала, российская — восприняла «в штыки». Поэтому достижение компромисса по формуле «5+10» большинство экспертов оценивают положительно. Хотя есть и те, кто считает наши переговорные позиции сейчас настолько прочными, что 10 «обязательных» лет можно было запросто «продавить».

То же касается и оценок предусмотренного будущим контрактом минимального объема прокачки топлива по украинской «трубе». Стороны договорились о минимум 65 миллиардах кубометров газа в первый год и по 40 милиардов «кубов» в течение четырех последующих. 65, а не 60, как предлагалось ранее, миллиардов кубометров в 2020-м, это — вроде бы тоже определенная уступка со стороны Москвы. Но не факт. Ведь в связи с проблемами, с которыми Кремль столкнулся при прокладке газопровода «Северный поток-2», увеличение объемов — именно в российских интересах. Но и для Украины полученная за транспортировку «дополнительных» 5 миллиардов «кубов» валюта не будет лишней. Другое дело — всего лишь 40 миллиардов кубометров, которые «Газпром» обязуется обязательно качать по нашей «трубе» в 2021-2024 годах. Для Украины это действительно существенное ограничение. Поскольку, по выводам отечественных экспертов, именно такие минимальные объемы прокачки гарантируют безубыточную эксплуатацию нашей ГТС. А мы заинтересованы в том, чтобы еще и заработать на своем стратегическом ресурсе! К примеру, сейчас из Украины ежегодно транспортируют 95-100 миллиардов кубометров газа. «Ограничение же в 40 миллиардов «кубов» превращают нашу ГТС из одной из важнейших в регионе во «вспомогательную», — считает экономист Алексей Кущ. При этом Украина лишена возможности маневра. Зато у Москвы такая возможность есть. Потому утверждение минимальных параметров прокачки не означает, что «Газпром» при необходимости не сможет качать дополнительные объемы топлива. Хотя — опять же — «финансово» в этом заинтересована и Украина.

С другой стороны, такие уступки — жест доброй воли нашей страны, которая, несмотря на сильные позиции, проявила готовность к компромиссам. Таким образом, мы не загоняли «Газпром», как раненого зверя, в угол. Чем, среди прочего, показали и европейским партнерам, что их интересы для нас также очень важны. Такого же отношения к нашему национальному интересу хотим в ответ. В частности, и в вопросе сохранения достаточных для эффективного использования нашей ГТС объемов транзита «голубого топлива».

Победа №2. Американские санкции против СП2 в действии: некоторые подрядчики останавливают участие в проектах

Швейцарская Allseas прекратила участие в строительстве газовопровода «Северный поток-2». Такое заявление появилось на ее официальном сайте. Allseas — одна из пяти компаний в мире, которые владеют технологиями прокладки труб на глубине 30 и более метров и имеют соответствующую технику. В прокладке СП2, кстати, задействованы 6 судов компании: «Pioneering Spirit», «Solitaire», «Audacia», «Calamity Jane», «Fortitude» и «Oceanic». У России собственных технологических возможностей завершить прокладку СП2 на глубоководных участках нет. То есть, отзыв — даже временный — швейцарских спецсудов — большой удар по проекту. Тем более, на фоне отказа от него и ряда других подрядчиков.

Информация о решении руководства Allseas поступила сразу же после того, как президент Соединенных Штатов Дональд Трамп подписал ежегодный оборонный бюджет страны содержащий положения о военной помощи Украине в $300 миллионов и о санкциях в отношении российских «обходных» газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

По оценкам специалистов, на завершении проекта «Турецкий поток» введенные Вашингтоном в рамках мер по «обеспечению энергетической безопасности Европы» санкции особо не отразятся. Ведь подводные работы там практически завершены. А вот в случае со второй ветвью «Северного потока» может идти речь если не о полном закрытии проекта, то о существенной отсрочке введения его в эксплуатацию. Что тоже — большой позитив для Украины. И что, безусловно, усилило позиции Киева на транзитных переговорах с Москвой.

Как предусмотрено, американские санкции будут действовать в течение 5 лет. К сожалению, это не значит, что и введение СП2 в эксплуатацию затянется до конца 2024-го. Мала и вероятность (как бы нам того ни хотелось) полного прекращения строительства этого газопровода. Слишком много уже вложили в него «Газпром» и его партнеры по компании-оператору Nord Stream 2 AG — французская Engie, австрийская OMV, британско-нидерландская Royal Dutch Shell, немецкие Uniper и Wintershall. Да еще слишком «неравнодушны» к нему некоторые влиятельные европейские политики. Речь, прежде всего, о правительстве Германии, которое продолжает последовательно критиковать американские санкции. «Федеральное правительство отвергает такие экстерриториальные санкции. Они наносят удар по немецким и европейским предприятиям и вмешиваются в наши внутренние дела», — отметила в субботу заместитель представителя немецкого правительства Ульрике Деммер. Раскритиковали санкции и в Еврокомиссии. При этом, как отмечается, американские усилия не остановят строительство СП2, а только задержат его. И, к сожалению, как показывает история, даже США не под силу «похоронить» подобные проекты, если в них заинтересованы такие влиятельные европейские игроки как Берлин и Париж.

«Подобная история уже была — с санкциями президента США Рейгана и британского премьера Тэтчер против советского газопровода «Сою » во времена холодной войны и «железного занавеса». Она показала, что такие гигантские энергетические проекты в Европе не остановить, если есть желание со стороны главных европейских государств (прежде всего Германии и Франции) их осуществить», – пишет словацкий энергетический эксперт Карел Хирман.

Поэтому рано или поздно прокладка газопровода СП2 продолжится. Может, с привлечением технических возможностей какой-нибудь из китайских компаний, которые не особенно считаются с американскими санкций. Может, путем создания отдельной структуры под этот проект. Возможно также приобретение «Газпромом» технологии прокладки газопроводов на глубоководных участках. Ведь российский монополист имеет собственное судно, способное прокладывать трубы на большой глубине. Проблема — отсутствие в распоряжении россиян необходимых технологий. Но в этом случае под действие американских санкции попадет сам российский газовый монополист. Пойдет ли на такой риск Москва — сказать трудно.

Как бы там ни было, а проблемы россиян с прокладкой альтернативного газопровода помогли Украине на нынешних газовых переговорах и помогают нам, так сказать, с «большим оптимизмом» смотреть в транзитное будущее своей страны. Тем более, что на днях Украина получила еще и ряд других «тактических» побед в борьбе за собственную энергетическую независимость. В частности, ООО «Оператор ГТС Украины» договорилось с венгерским оператором «FGSZ ltd» об условиях сотрудничества в точках соединения Берегово и Берегдароц, полностью соответствующих правилам трансграничного сотрудничества и законодательству ЕС. С 1 января межоператорское соглашение о точках соединения между Венгрией и Украиной вступит в силу. Перед этим оператор ГТС заключил соглашения о взаимодействии с Польшей и Румынией. вот-вот будут подписаны контракты с Молдовой и Словакией.

И главное: вероятные газовые победы — продолжение транзита из РФ и отсрочка строительства СП2 — дают время для модернизации нашей ГТС, чтобы сделать ее более надежной и привлекательной для европейских потребителей российского топлива. Делать эти шаги надо уже сейчас. Ведь пять «транзитных» лет пролетят незаметно.

Владислав Обух, Киев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.