Бюджет-2020 принят. Радоваться или плакать?

“Нe дoлгo музыкa игрaлa – и быстрo приняли бюджeт» мeлькнулo в гoлoвe срaзу жe, кaк тoлькo нa тaблo в сeссиoннoм зaлe пaрлaмeнтa пoявились рeзультaты гoлoсoвaния зa Oснoвнoй финaнсoвый дoкумeнт стрaны нa слeдующий гoд. Oсoбeннo, кoгдa вспoмнилoсь o нeкoтoрыx прeжниx «мучeнияx», связaнныx с фoрмирoвaниeм укрaинскиx бюджeтoв: «пoд ёлoчку», с «пoсидeлкaми» дo пoлунoчи ли дo чeтырex ли утрa, с тысячaми и тысячaми — в oснoвнoм нe пoддeржaнныx — прaвoк. Нa этoт рaз (плoxo этo или нeт — рaзбирaться будeм пoзжe, aнaлизируя сoдeржaниe дoкумeнтa) сoвсeм инaя кaртинa: 280 гoлoсoв “зa”.

Убeдитeльнo. Eсть и пoнимaниe, чтo дoкумeнт бoлee или мeнee рeaлистичный. «Вoздушныx зaмкoв» тaм нeмнoгo. Прaвильнo ли рaспрeдeлeн тoт — чтo грexa тaить — дoвoльнo скрoмный кaк для тaкoй бoльшoй стрaны рeсурс, нa кoтoрый мoгут рaссчитывaть в слeдующeм гoду сooтeчeствeнники?.. Eсть сoмнeния. Кaк и у мнoгиx. И кoммeнтaриeв пo этому поводу, видимо, будет много. И тональность их будет разной. От понимания: «Что же вы хотите — имеем то, что имеем», — до пены у рта: «Это очередная яма, новый виток обнищания и насмешка над людьми со стороны тех, кому в результате последних политических пертурбаций удалось протолкнуться «к корыту» . Независимые (по-настоящему) эксперты, специалисты-финансисты и экономисты начнут детально анализировать документ только через несколько дней, после его публикации со всеми внесенными правками и уточнениями. Поэтому пока — только о первых впечатлениях.

Бюджет-2020: первые впечатления и “основные” цифры

“280 – за Государственный бюджет на 2020 год! Самый ранний в истории Украины — 14 ноября 2019 года да еще и в светлое время суток !!! Спасибо каждому из депутатов, которые сегодня поддержали макростабильность и ускорение экономического роста, поддержали средства на образование и медицину, социальные расходы и стремительное развитие инфраструктуры!”, – рада в Фейсбуке основной докладчик по «бюджетному вопросу», министр финансов Украины Оксана Маркарова. Оценки других пользователей соцсетей не столь оптимистичны (см. выше).

В общем то, что Госбюджет на следующий год утвердили уже в середине ноября, пожалуй, хорошо. Ведь теперь и распорядители бюджетных средств, и те, кто отвечает за наполнение Госказначейства, и общество и бизнес смогут тщательно изучить документ, понять, на что можно рассчитывать в течение, очевидно, очередного непростого для Украины 2020 года, разработать и утвердить соответствующие программы, согласовать и скорректировать планы. Хорошо это и для наших громад. Поскольку тамошним чиновникам и депутатам не придется «пороть горячку», принимая местные бюджеты. Ведь раньше этот процесс, напомним, затягивался до середины января, а то и до февраля. Плохо, что, несмотря на экспертные прогнозы, документ поспешили внести в сессионный зал до принятия ряда важных для наполнения государственной казны и анонсированных ранее законов. Речь идет о:

1. законодательной легализации игорного бизнеса. Благодаря ей планируют получить для бюджета не менее 3 миллиардов гривень;

2. окончательном утверждении земельной реформы. Хотя средства от открытия земельного рынка и не будут поступать прямо в бюджет, но могут сказаться на объемах госзаймов и на расходах, уже предусмотренных под этот процесс;

3. возможном пересмотре рентных платежей и вероятности более стремительного, чем предусмотрено Налоговым кодексом, повышения некоторых акцизов — например, на табачные изделия. Это тоже — «плюс-минус» несколько миллиардов гривень;

4. неопределенности с последующим транзитом российского газа по украинской ГТС. Напомним, ежегодно этот вид хоздеятельности приносит нашей стране до $3 миллиардов. Эти средства не отражаются в доходной части бюджета отдельной строкой. Но этот ресурс обеспечивает львиную долю поступлений в рамках финансовых обязательств перед государством НАК «Нафтогаз Украины». До холдинга, как и до НБУ, в Основной смете «доводят» цифры необходимых отчислений. В целом речь идет, как правило, о примерно 150-200 миллиардах гривень («на двоих»). Не будет транзита — «Нафтогазу» придется или «затягивать петлю» на шее внутренних потребителей, или признавать невозможность предусмотренных госсметой отчислений. Наиболее прогнозируемый выход для правительства — увеличение обязательств Нацбанка. Банкиры, очевидно, все-таки смогут что-то «наскрести по сусекам». Остальное — придется «допечатывать». А это — риск ускорения инфляции, девальвации национальной валюты и связанные с этим «траблы»…

С одной стороны, власть, очевидно, уверена, что до конца года сможет обеспечить принятие соответствующих решений (по большому счету, все, кроме «Ространзита», — в «наших руках»). С другой: а вдруг форс-мажор? Монобольшинство голосует уже далеко не так единодушно, как в начале сентября. Что тогда? Внесение бюджетных изменений уже зимой или весной? Не комильфо… Возможно, кто-то и напомнит: решать проблемы лучше тогда, когда они начнут появляться. Но есть ощущение, что «тогда» может быть поздно. Поэтому, будем надеяться, что после такого «блицкригового» утверждения Госбюджета чиновники и парламентарии не «успокоятся на лаврах», а проинформируют общество о вероятном «плане Б» на случай этих и подобных форс-мажоров…

А пока — держите цифры:

Доходы государственного бюджета на 2020 год (с трансфертами) предусмотрены в сумме 1 триллион 93 миллиарда гривень.

Бюджетные расходы — 1 триллион 180 миллиардов гривень.

На обслуживание госдолга предусмотрели 141,5 миллиарда. Еще 282,1 миллиарда пойдет на выплату «тела» кредитов. Также проектом бюджета на 2020 год предусмотрены новые внешние ($4,9 миллиарда) и внутренние займы (231,1 миллиарда гривень).

Расходы на национальную безопасность и оборону — 245,8 миллиардов, почти на 34 миллиарда больше, чем в нынешнем году. Главные распорядители этих средств Министерство обороны (130 миллиардов) и МВД (93 миллиарда гривень).

На социальное обеспечение в следующем году планируют потратить 294 миллиардов гривень. В частности, финансирование Пенсионного фонда из госбюджета составит 173 миллиарда (+802 миллионов на надбавки за уход за одинокими пенсионерами). На выплату жилищно-коммунальных субсидий предусмотрено 48 миллиардов гривень.

Минимальная зарплата в следующем году составит 4723 гривень в месяц. Также предлагается установить прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере: с 1 января — 2027 гривень, с 1 июля — 2118, с 1 декабря — 2189 гривень. Для детей до 6 лет: с 1 января — 1779, с 1 июля — 1859, с 1 декабря — 1921 гривня. Для детей от 6 до 18 лет: с 1 января — 2218, с 1 июля — 2318, с 1 декабря – 2395 гривень.

Расходы на другие защищенные статьи:

На медицину – 113,3 миллиарда гривень, что на 15 миллиардов больше, чем в 2019-м. При этом по мере подготовки бюджетного законопроекта ко второму чтению удалось дополнительно найти на централизованную закупку лекарственных средств и медицинских изделий для лечения некоторых сложных заболеваний 3,2 миллиарда гривень. Еще миллиард — на модернизацию и обновление материально-технической базы многопрофильных больниц интенсивного лечения. 400 «дополнительных» миллионов пойдут на лечение украинцев за рубежом.

На образование – 145,1 миллиард гривень, приблизительно на 18 миллиардов больше, чем в этом году. Напомним, правительство обязалось обеспечить выплату в полном размере 30% доплаты за престижность педагогического труда и ежегодной финансовой поддержки (21 тысяча гривень) молодых учителей, работающих в сельской местности.

На развитие культуры и информационную сферу — 9,2 миллиарда гривень.

Почти 74 миллиарда предусмотрено на дорожное строительство. Но в ходе рассмотрения правительственных бюджетных инициатив в парламенте с этим возникли определенные проблемы. Про них — дальше.

Как еще до обсуждения бюджета у правительства «украли» почти 8 миллиардов

Рассмотрению Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» в сессионном зале в четверг предшествовало обсуждение и принятие законопроекта №2144 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины». Речь идет, в основном, о «косметических» изменениях, технико-юридических и редакционных правках, связанных, в частности, с порядком распределения доходов и расходов между государственным и местными бюджетами, бюджетных субвенций и порядка предоставления отдельных видов социальной помощи. При этом общие подходы к наполнению Госказны и распределению средств фактически не изменились. За исключением одной — очевидно, неприятной для правительства и важной для местных громад детали. Народные избранники поддержали предварительно отклоненную профильным комитетом (по вопросам бюджета) поправку №209. Она касается распределения поступлений от акцизного налога на продажу топлива. Часть акциза (13,44%) решили оставить в местных бюджетах. Хотя правительство предлагало аккумулировать эти средства в Дорожном фонде. «Цена вопроса» — ориентировочно 7,7 миллиарда гривень. Этот «минус» поставил под сомнение возможность направить на дорожное строительство не менее 73 миллиардов гривень, как это предусмотрено бюджетным законопроектом.

Среди важных изменений в Бюджетном кодексе также новшество по выплате социальной помощи, предусмотренной законами «О государственной помощи семьям с детьми», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью» и «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью», непосредственно из госбюджета. Раньше, напомним, эти виды социальной помощи оказывали из местных бюджетов за счет госсубвенций. Поскольку такие субвенции не всегда поступали вовремя, иногда выплаты откладывались. Как и из-за желания местных властей использовать полученные от государства средства на более насущные (по их мнению) нужды. Таким же образом унормировали и порядок предоставления непосредственно из госбюджета расходов на выплату государственной социальной помощи и оплату социальных услуг, связанных с содержанием детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Попутно напомним, что одним из важных предложений, которые были учтены при подготовке бюджетного законопроекта ко второму чтению, стало увеличение на 2,2 миллиарда гривень государственных расходов на выплату помощи семьям с детьми. Еще на 364 миллиона увеличили размер субвенции на проектные, строительно-ремонтные работы, приобретение жилья и помещений для развития семейных и других форм воспитания и обеспечения жильем детей-сирот.

И это, наверное, одно из тех изменений, которые позволили премьер-министру Алексею Гончаруку написать на своей странице в Фейсбук: «Новый день – новая победа… Мы в правительстве уверены, что бюджет развития и безопасности людей уже в ближайшее время сделает комфортной жизни каждого украинца: от младенца до человека почтенного возраста».

По его словам, поддержанный парламентариями документ поможет воплощению конкретных программ медицинских гарантов по обеспечению бесплатных родов, лечению инсультов и инфарктов, предоставлению неонатологической помощи (лечение и выхаживание новорожденных). Также в правительстве напомнили о планах закупить почти полтысячи новых карет скорой помощи и открыть в каждой области современные отделения экстренной помощи населению. Среди приоритетов следующего года глава правительства назвал и поддержку молодых учителей, а также строительство и реконструкцию мостов и аэропортов.

Владислав Обух. Киев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.