В Рoссии нaкoпилoсь бoльшoe кoличeствo списaнныx стaрыx вaгoнoв, кoтoрыe, пo слoвaм экспeртa, мaссoвo xлынут в Укрaину: снaчaлa вaгoны, зaтeм лoкoмoтивы.
В случae бeздeйствия публичнoй aкциoнeрнoй кoмпaнии «Укрзaлизныця» в вoпрoсe oбнoвлeния устaрeвшeгo пoдвижнoгo сoстaвa жeлeзнoдoрoжныe пeрeвoзки в Укрaинe мoгут пeрeйти пoд кoнтрoль Рoссии.
Тaкoe мнeниe выскaзaл экс-дирeктoр пo тexничeскoй пoлитикe «Укрзaлизныцы» и бывший глaвa Нaучнo-исслeдoвaтeльскoгo цeнтрa жeлeзнoдoрoжнoгo трaнспoртa Рoстислaв Дeмин в интeрвью УНИAН.
«Крoмe тexнoгeннoй oпaснoсти устaрeвшeгo вaгoннoгo пaркa и экoнoмичeскoгo ущeрбa oт нeвoзмoжнoсти «Укрзaлизныци» пoлнoцeннo oкaзывaть услуги прoмышлeнным прeдприятиям, eсть дoпoлнитeльный, нo oчeнь вaжный aспeкт – в случае бездействия по замене парка железнодорожные перевозки в Украине могут быть взяты под контроль Россией», – сказал Демин.
Он пояснил, что Россия сейчас активно реализует программу обновления подвижного состава, строит новые вагоны, а для ускорения этого процесса в стране фактически введен запрет на продление срока службы старых вагонов. В связи с этим в России накопилось большое количество списанных старых вагонов, которые, по словам эксперта, массово хлынут в Украину: сначала вагоны, затем локомотивы.
Демин отметил, что ассоциации экспортеров в своих обращениях к правительству требуют разрешить массовую эксплуатацию вагонов стран СНГ, но это, по мнению эксперта, «ничего не принесет технически».
«Для экономической безопасности страны использовать вагоны агрессора – это точно плохо. Монголия и Армения фактически лишились своих железных дорог, передав их в управление РЖД (госкомпания «Российские железные дороги» – Ред.). Теперь из-за ситуации с подвижным составом и Украина может отдать кусок своей экономической независимости в руки России», – добавил Демин.
По его оценкам, в Украине эксплуатируется порядка 2-3 тысяч российских вагонов.
«Но если мы ничего не будем делать, то наша железная дорога будет просто поглощена российскими структурами. Вот это я знаю точно. И времени на раскачку совершенно нет», – добавил Демин.
Эксперт также отметил, что более 40 тысяч грузовых вагонов «Укрзализныци» сегодня нуждаются в замене в течение 4-5 лет, при этом необходимо снимать с эксплуатации ежегодно не менее 10 тыс. старых вагонов, так как они несут техногенную опасность.
«Укрзализныцю» следует лишить данного парка, насильственно выкупив его… Не дать монополисту возможности эксплуатировать старые локомотивы – это и есть главное условие успеха по замене парка», – считает эксперт.
Помимо проблемы с нехваткой локомотивов и вагонов, Демин отметил низкую оборачиваемость вагонов при погрузке, то есть время от одной погрузки до другой, которая иногда составляет 11-12 дней вместо 3-5 дней нормы.
«Получается, что у нас не менее 10 тысяч вагонов в день просто заморожены и не могут принять участие в перевозке грузов… Однако если говорить о том количестве вагонов, которое надо построить, то эта цифра в 4 раза больше», – сказал эксперт, добавив, что не следовало бы разрешать эксплуатировать почти все вагоны «Укрзализныци», так как почти 90% этих вагонов уже исчерпали свой срок эксплуатации – 22-25 лет.
Напомним, крупные отраслевые ассоциации и объединения промышленных и аграрных предприятий выступили с резкой критикой в адрес ПАО «Укрзализныця» из-за критической ситуации с грузовыми перевозками вследствие катастрофической нехватки вагонов, тепловозов и дизельного топлива, что вынуждает предприятия снижать производство и ведет к срыву контрактов и недополучению валютной выручки.
Ранее ПАО «Укрзализныця» и Newag group (Польша) 17 августа подписали в Киеве меморандум о сотрудничестве по обновлению тягового подвижного состава.