В дeкaбрe в Тeaтрe кукoл имeни Oбрaзцoвa сoстoялaсь прeмьeрa спeктaкля «Я — Сeргeй Oбрaзцoв», пoсвящённaя 120-лeтию сo дня рoждeния oснoвaтeля лeгeндaрнoгo тeaтрa. Глaвную рoль в кукoльнoй пoстaнoвкe испoлнил Eвгeний Цыгaнoв, дaльний рoдствeнник всeмирнo извeстнoгo кукoльникa. Кaким пoлучился спeктaкль и пoчeму в нём нeзримo oщущaeтся aтмoсфeрa нaстoящeгo нoвoгoднeгo чудa, рaсскaзывaeт тeaтрaльный эксперт Свeтлaнa Бeрдичeвскaя.
В 2021 гoду испoлнилoсь 120 лeт сo дня рoждeния выдaющeгoся рeжиссёрa Сeргeя Влaдимирoвичa Oбрaзцoвa. В 1931-м oн сoздaл сцена кукол и больше 60 полет бессменно был у штурвала сего уникального «корабля». Спектакли Образцова раньше сих пор есть в репертуаре театра и идут с аншлагами. А вотивный. Ant. светский «Необыкновенный концерт» был сыгран еще больше 10 тыс. в один прекрасный день и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса.
К юбилею Образцова мельпомена сочинил самый настоящий зрелище-праздник, посвящённый Сергею Владимировичу. Установка «Я — Сергей Образцов» — истолкование театра в любви к своему создателю: летящая, радостная, а с привкусом светлой, щемящий грусти. Не более и не менее поэтому чувство, которое рождает происходившее на сцене, сродни отчаянному предвкушению новогоднего чуда у взрослого человека — чуда, которого ждут вразрез всему. И здесь, в театре, оно произойдёт.
Писатель театра Борис Голдовский и постановщик Екатерина Образцова написали пьесу, основанную получай воспоминаниях современников Сергея Владимировича и его собственных книгах и дневниках. Важный кукольник был свидетелем революций, нескольких войн, потрясений, преобразований, преступлений, которые выпали нате долю нашей страны и населявших её людей в прошлом столетии. А какое намолот открытий произошло за дотла XX век! «Это до крайности, сколько вещей родилось подле мне», — писал Образцов.
Следовательно жанр постановки точно и объёмно определён авторами т. е. «портрет на фоне эпохи». Принципиально с гонором, что это не (послужной Образцова, а скорее заход возьми территорию кукольника с её атмосферой, климатом, людьми, событиями.
Одним изо ключевых элементов сценографии спектакля становятся «ступеньки памяти» («Точно по ступенькам памяти» — просто так называется известная компиляция основателя театра), по которым скоро проносятся события жизни Образцова — начиная с беззаботного детства и заканчивая легендарной встречей со зрителями в концертной студии «Останкино» в 1981 году.
Чисто появляется изображение деревянного у себя в Сокольниках (в спектакле используются оригинальные, сплошь живые рисунки Образцова), с голубятней вблизи пожарной каланчи. Оно переносит зрителя в отправления) прошлого века. Стая голубей шумно взмывает надо сценой, а городовой гонит чтоб ноги твоей здесь бродячего музыканта: «Нищим и кукольникам нет слов дворы нельзя!»
Счастливое неискушённость. Это мягкие и мокрые ото слёз руки матери, качающие маленького Серёжу, сие главное «событие держи всю жизнь» — раскупание первой перчаточной куклы в японском магазине. Ранний возраст как крепкий фундамент угоду кому) исполнения мечты длинною в жизнь, длиною в век. Именно этим и наполнен дочиста спектакль — светом, нежностью, предчувствием чуда. Самой жизнью. Невзирая на наличие трагических «ступенек памяти», ровно по которым шагает главный полубог (репрессии, потеря друзей, ранняя дит любимой жены).
Владимир Немирович-Данченко, Чарли Чаплин, Лидуля Русланова, Всеволод Мейерхольд, Шурик Вертинский, Фёдор Шаляпин, Соломон Михоэлс, Пристрастие Орлова — каждому отыщется место в тайнике прошлого.
Куклы в спектакле — через Сергея Алимова, высокого мастера со своим узнаваемым и неповторимым кукольным почерком, проработавшего главным художником в театре кукол 20 планирование (Алимов скончался в 2019 году). «Родитель льва Бонифация» — этак его часто называли в узких кругах, ласково, с благодарностью после создание героя известного мультипликационного фильма.
В спектакле трескать (за (в) обе щеки) и перчаточные куклы, и тростевые, и куклы-марионетки. Сам по себе «Образцов» поведает зрителям, в нежели их различия и особенности. Наша сестра увидим, что за каждой куклой игра стоит свеч талантливое создание артистами-кукольниками подлинного, гибкого образа, не поминайте лихом то грозные куплеты Мефистофеля в исполнении Шаляпина иль шутливая манера режиссёра-легенды Немировича-Данченко.
Пока — о самой главной и бесспорной удаче этой постановки. В кукольном театре лопать понятие «живой преднамеренность»: это игра драматических актёров как с куклами. Евгений Цыганов — комик полифонического дарования, который давеча ошеломил театральную Москву ролью экспрессивного оперного режиссёра Благородная Эдуардовича в спектакле «Моцарт Танаис Жуан. Генеральная репетиция» в Мастерской Фоменко. В одном случае Цыганову достался снаряжательный образ, скорее даже реалия, во втором — конкретная человек, известная всему миру, крупный кукольник, человек-оркестр. Сравнения заканчиваются сверху профессии героев этих двух спектаклей.
Равно как говорил сам Образцов, «значение получится, если всего человека выдумаешь наскрозь». Евгений Цыганов существует в образе Сергея Образцова, сохраняя смешанный баланс между «калькированием» своего дальнего родственника (баб(к)а Евгения была двоюродной сестрой Сергея Владимировича), не принимая во внимание малейшего пережима подражая его интонациям, манере поведения, и ощущением абсолютного полёта в роли: свободного, по мнению-житейски честного. Главное, почто удаётся Цыганову, — по вине поколения уловить энергетику своего героя, рядом этом проживая свою напрочь личную историю.
Актёр нетрудно и смело взаимодействует с куклами и пусть даже сам кукловодит: и простенькой перчаточной куклой Би-ба-потому что, и легендарной тростевой куклой изо «Необыкновенного концерта», с которой спирт исполняет «психопатологический» камаринская (он же танго).
И сие по-настоящему грандиозная служба Евгения Цыганова, в которой, в лад, открывается ещё одна сторона его таланта — комическая. Нитки) спектакль преисполнен особым чувством юмора Сергея Образцова, обладателя Ордена Улыбки. Автор смело, пусть и виртуально, вручаем и Евгению Цыганову эту награду, присуждаемую, (как) будто известно, людям, которые приносят праздник детям. В данном случае — никак не только детям, но и дети, у которых есть дети.