Игoрный бизнeс вoзврaщaeтся в Укрaину пoслe пoчти 12-лeтнeгo пeриoдa прeбывaния нa пoлулeгaльнoм пoлoжeнии. Этo прoцeсс нe oднoмoмeнтный и трeбуeт дoстaтoчнo сeрьeзнoй пoдгoтoвки, кaк пo врeмeни, тaк и пo нaпoлнeнию зaкoнoдaтeльнoй и нoрмaтивнo-прaвoвoй бaзы. Крoмe тoгo, гoсудaрствo прoдoлжaeт усилeннo рaбoтaть нaд всeми сoстaвляющими игoрнoгo рынкa: прoвoдятся кoнкурсы нa зaмeщeниe вaкaнтныx дoлжнoстeй Глaвы и члeнoв Нaциoнaльнoгo рeгулятoрa игoрнoгo бизнeсa, a в пaрлaмeнтe идeт рaбoтa над дополнительными законопроектами по реализации всех базовых норм профильного закона.
В частности, одной из таких сопутствующих инициатив по развитию игорного бизнеса является законопроект №3899 от 17.07.2020 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно создания Государственного фонда поддержки медицины, спорта, образования, культуры и науки». Появился он с целью усиления социальной направленности игорного бизнеса и гармонизации отечественного законодательства с законодательством ЕС. Напомним, что социальная направленность лотерей является составной Стратегии европейских лотерей, одобренной 05.06.2017 года.
Авторы законопроекта №3899 предлагают внести изменения в Бюджетный Кодекс, которыми бы предусматривалось:
1) создание Государственного фонда поддержки медицины, спорта, образования, культуры и науки в составе Специального фонда Государственного бюджета Украины;
2) направление отчислений от ежегодных лицензионных платежей на осуществление деятельности в сфере организации и проведения азартных игр и от лицензий на выпуск и проведение лотерей в Государственный фонд поддержки медицины, спорта, образования, культуры и науки;
3) направление 50% платежей от лицензий на проведение азартных игр, а также 100% платежей от лицензий на букмекерские пункты в бюджеты органов местного самоуправления по месту нахождению соответствующего игорного заведения;
4) использование аккумулированных Государственным фондом средств на финансирование: медицины, спорта, образования, культуры и науки с определением целевого направления платежа.
Стоит отметить, что такие инициативы полностью соответствуют мировой и европейской практике, а сам бизнес абсолютно не против оказывать подобную помощь как государству, так и муниципалитетам.
Так, в соседней с нами Польше еще с 1994 года основной акцент сделан на поддержку капитальных инвестиций в спорт — строительство и реконструкцию спортивных объектов. Монопольное положение на рынке лотерей и спортивных ставок предоставлено государственной компании Totalizator Sportowy. Основной целью такого шага польского правительства является увеличение финансирование спорта и культуры, ведь 25% доходов, согласно Закону об азартных играх, компания обязана перечислять на эти цели. И такая часть налоговых поступлений, направляемых на финансирование выбранных правительством отраслей — далеко не предел.
Так, в Дании, 65% налоговых поступлений от игорного бизнеса идет напрямую в министерство культуры и направляется на развитие спорта и культурной жизни. В Финляндии, прибыль от лотерей и казино направляется через министерство просвещения на финансирование развития национальной культуры, а доходы государства от пари на скачках — на стимулирование развития национального коневодства и проведение соревнований по конному спорта. В Норвегии же, собранные в госбюджет средства от налогообложения операторов игорного бизнеса распределяются на социальные цели в процентах, которые определяются Законом «Об играх на деньги». На данный момент система выглядит следующим образом: сначала, 6,4% выделяются на здравоохранение и реабилитацию. После этого все оставшиеся доходы распределяются так: 64% — на поддержку спорта, 18% — на культуру и еще 18% — на гуманитарные неправительственные организации, которые не связаны с Норвежской спортивной ассоциацией или Олимпийским и Паралимпийским комитетом.
Мало того, если вспомнить нашу недавнюю историю, то еще во времена СССР бюджет Олимпийских игр 1980 года на 80% состоял из денег граждан, покупавших билеты государственной лотереи «Спортлото». На эти средства в СССР были построены 78 спортивных сооружений, 34 реконструировано. Только в Киеве за эти деньги было отремонтировано и обновлено 7 стадионов, включая и «Республиканский стадион» (сейчас «Олимпийский»), построены гостиницы «Русь» и «Братислава», а также спортивная база олимпийского резерва в Конче-Заспе. К сожалению, уже в независимой Украине социальная направленность лотерей просуществовала менее трех лет. Она была введена с принятием в 2012 году Закона Украины «О государственных лотереях в Украине» и ликвидирована по инициативе Кабинета Министров Украины с первого января 2015 года.
Известно в Украине и о деятельности PM Foundation, которая работает с 2019 года. Основная направленность благотворительного фонда — это развитие культуры спорта и поддержка детей в их начинаниях. За время работы они помогли тысячам детей проявить себя в спорте и получить поддержку от известных во всем мире спортсменов. Фонд заручается поддержкой бизнеса для того, чтобы развивать украинских молодых спортсменов и помочь подрастающему поколению найти свою дорогу к олимпийским вершинам. Также фонд участвовал в поставке средств индивидуальной защиты медикам и аппаратов искусственной вентиляции легких в ряд медучреждений по всей стране.
Очевидно, что игорный бизнес стремится помогать украинскому спорту и развитию культуры и здравоохранения в стране. Начав работу в легальном поле на территории Украины, бизнес сможет не только за счет отчислений налогов поддерживать спорт, медицину и культуру, но и на добровольных началах, которые продемонстрированы не на словах, а на деле. Стоит признать, что легализация принесет не только деньги в бюджет, но и значительное участие бизнеса в благотворительности и поддержке социальной сферы страны.
Потому сейчас, когда впервые за всю историю независимой Украины формируется социально ответственный игорный рынок, очень важно наладить адекватное взаимодействие между правительством и парламентом: необходимо принять такие нормы и правила, которые в равной степени будут отвечать интересам общества и бизнеса.
Петр Стуженко