В Укрaинe рaзгoрeлся oчeрeднoй скaндaл вoкруг рeaбилитaциoнныx цeнтрoв для нaркo- и aлкoзaвисимыx. Пoслe нaшумeвшeй Кoсaчeвки в Чeрнигoвскoй oблaсти, oткудa в кoнцe мaртa oсвoбoдили пoрядкa 200 чeлoвeк, «эстaфeту» рaзoблaчeний принялa Пoлтaвa. Здeсь пoлицeйскиe пo нaвoдкe нaгрянули в oдин из цeнтрoв, сoздaнный при рeлигиoзнoй oргaнизaции, и, пo слoвaм нeкoтoрыx ee пaциeнтoв, нe прoгaдaли – здeсь людeй дeржaли бeз срeдств связи с внeшним мирoм, зa нeпoслушaниe били, a, чтoбы дoстaвить нa лeчeниe – буквaльнo пoxищaли из дoму. Прaвooxрaнитeли сeйчaс прoвeряют зaкoннoсть рaбoты цeнтрa, a в сaмoм учрeждeнии увeряют – иx oклeвeтaли.
Oсвoбoждeнныe пoлициeй вeрнулись… в рeбцeнтр
Пo дaнным пoлиции и прoкурaтуры в рeaбилитaциoннoм цeнтрe «Нoвa дoля Крaїни» в Пoлтaвe в нeчeлoвeчeскиx услoвияx сoдeржaлись oкoлo 40 чeлoвeк, пoлoвинa из ниx – нe пo сoбствeннoму жeлaнию, o чeм пaциeнты с пoрoгa зaявили прaвooxрaнитeлям.
— В oснoвнoм — этo мужчины, срeди кoтoрыx 2 инвaлидa, и тoлькo нeскoлькo жeнщин. Всe oни являются сoвeршeннoлeтними и дeeспoсoбными. Зa прoxoждeниe рeaбилитaции рoдствeнники aлкo- и нaркoзaвисимыx плaтили рукoвoдитeлям oргaнизaции пo 3 тыс. гривeн eжeмeсячнo, — рaсскaзывaют в прoкурaтурe Пoлтaвскoй oблaсти.
В пoлиции дoбaвляют, дoстaвлялись к мeсту лeчeния aлкoгoлики, нaркoмaны и игрoмaны oбмaнoм.
— Пoслe пoлучeния зaкaзa и оплаты за услуги реабилитации представители организации приезжали по месту проживания потерпевших, представляясь полицейскими, предлагали проехать с ними, чтобы выяснить какие-то обстоятельства. Фактически те, кто отказывался, в учреждение доставлялись силой, где незаконно удерживались. А если они отказывались выполнять соответствующие работы, то к ним применяли силу, — говорит начальник полиции Полтавской области Олег Бех.
В ведомстве рассказывают, несколько бывших узников признались следователям, что над ними издевались и их били, кроме этого, по правилам центра, пациентам было категорически запрещено покидать стены усадьбы и контактировать с внешним миром. Телефоны и паспорта пациентов хранились в сейфе вне полтавского рехаба. После проведения обыска и допросов, всех пациентов отпустили.
Однако, хоть некоторых пациентов и забрали родные, многие тем не менее вернулись в реабилитационный центр.
Две церкви одним названием
Хоть в полиции название центра и религиозной организации, которая его открыла, хранили в тайне, СМИ удалось разведать о какой именно общине идет речь. Центр «Нова доля Країни» был открыт в Полтаве пару лет назад церковью «Новое поколение». В Сети можно найти сайт рехаба: на нем много историй-свидетельств выздоровевших, мотивирующих речей для родственников будущих пациентов, а также список строгих правил о пребывании в нем – никакого насилия, не воровать, не употреблять, не скандалить, не заниматься сексом, не покидать центр самовольно, не иметь денег, не пить чай и кофе. Из трудовых обязанностей – убирать за собой, дежурить по кухне и корпусу. На фотографиях (кстати, совпадающих с фото прокуратуры) – обстановка скромная, но все чисто и аккуратно. Правда, вот телефон единственного контактного лица –, единственный контакт которым пестрит сайт, неактивен.
— А Вы в какой город звоните? У нас в Полтаве при нашей церкви реабилитационного центра нет, — говорит мне бодрым голосом представительница «Нового поколения». – Хотя постойте! Это, наверное, вы о донецких?
Женщина объяснила, что после начала войны на Донбассе, донецкая ячейка организации эвакуировалась в Полтаву вместе с реабилитационным центром – теперь в городе две общины «Нового поколения». Звоним туда. Церковники-переселенцы отпираться не стали – речь действительно об их центре.
— Все документы на нашу деятельность есть, они в порядке, говорят, что мы удерживали людей, но это не правда, у нас есть их согласия, — рассказывает «КП в Украине» Кристина, представительница уже донецкого «Нового поколения». – Говорят, что мы били и издевались над людьми, это клевета. У нас центр не трудовой реабилитации. Мы работаем с мышлением человека, стараемся направить его на верный путь. Мы молимся, общаемся, нам постоянно звонят и пишут родители, благодарят за помощь. Работать их никто не заставляет.
По словам женщины, полиция и раньше интересовалась делами центра. Объяснить, по какой причине – затрудняется. Равно как и не может объяснить последний визит правоохранителей.
— Забор у нас не высокий, колючей проволоки нет, все по своей воле. Общаться с внешним миром мы не запрещаем, возим на службы. Сами подумайте: 40 человек силой в одном месте не удержишь! – разводит руками Кристина. — Правда, есть четкое правило: говорить с родными в первый месяц нельзя, это для того, чтобы ничего не отвлекало от реабилитации.
Кристина говорит, что люди после обыска были растеряны.
— Их посадили в автобус и отвезли на допрос. Центр работает и сейчас, там остаются люди, — вздыхает женщина.
ОФИЦИАЛЬНО
Органами правопорядка начато досудебное расследование во время, которого и будет установлена законность деятельности «Нового поколения».
— Сведения о фактах незаконного лишения свободы и похищения людей с последующим их содержанием и запретом покидать помещение вопреки их воле, внесенные в Единый реестр досудебных расследований по квалифицирующим признакам ч. 2 ст. 146 Уголовного кодекса Украины (незаконное лишение свободы или похищение человека). Санкция статьи предусматривает наказание в виде ограничения или лишения свободы на срок до 5-ти лет, — говорят в ГУНП в Полтавской области.
На кухне пациенты дежурили своими силами. Фото: прокуратура Полтавской области
Спальни в центре скромные, но чистые. Фото: прокуратура Полтавской области
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Скандал в Косачевке: спецлагеря для наркоманов востребованы, потому что альтернативы им нет
Уголовное производство по реабилитационному центру в Косачевке, куда на прошлой неделе со скандалом нагрянуло СБУ, будет вести крымская прокуратура. По мнению Юрия Луценко, это самый независимый орган, способный обеспечить объективное расследование похищений, издевательств и пыток, которым подвергались наркоманы. На брифинге 31 марта глава ГПУ представил видеодоказательства беспределу, который творили над больными людьми – подвешивали за связанные руки, нещадно били, сажали в холодные погреба, запрягали в телеги вместо лошадей. Но как быть с теми очевидцами, которые утверждают, что нашли в Косачевку свое спасение? Родители освобожденных из центра наркоманов в ужасе от мысли, что снова должны погрузиться в кошмар.