По разным оценкам, две трети работ старых мастеров считаются потерянными. О многих из них известно из архивных или первичных материалов, и все же сегодня мы понятия не имеем, где они находятся. Некоторые из этих утерянных работ даже более важны для искусства чем те, которые выжили. Когда мы изучаем историю искусства, мы, как правило, берём за основу то ядро, которое сохранилось. Это и понятно, проще изучить то, что можно увидеть самому. Но, например, археологи изучают то, что потеряно, пытаясь восстановить объект при помощи своих знаний, воображения или тех цифровых технологий, которыми мы владеем. Почему же этот метод так редко работает в отношении искусства?
Изучение истории некоторых утраченных произведений может осветить тёмные боковые приделы истории искусства, а некоторые персоналии могут предстать перед нами совсем в другом свете, нежели мы привыкли их видеть. С другой стороны, такое знание заставит нас более бережно относиться к тому искусству, использовать современные методы охраны и защитные пленки, которым мы владеем сегодня и не воспринимать его как нечто само собой разумеющееся.
Мало кто понимает, что важнейшая фигура эпохи Ренессанса — Микеланджело — начинал свою карьеру в качестве фальсификатора скульптур. Это сегодня его творчество декорирует даже чехлы для смартфонов, планшетов (см. на jtcase.ru), а фрески и рисунки приобрели невероятную цену, а пока же он был молод и никому не известен. Наиболее ценными скульптурами на итальянском рынке искусства в это время были древнеримские мраморные статуи. Микеланджело, кажется, задался целью создать скульптуру, которая может быть продана как оригинальная, древняя. Его первый биограф, Паоло Джовио (1483-1552), писал: “Микеланджело достиг высшей славы в скульптуре, когда он сделал Эроса из мрамора и после держал его похороненным в земле в течение некоторого времени, а затем представил свету снова, но уже с теми пятнами и отметинами, которые он приобрел, а также с другими незначительными несовершенствами, которые намеренно были нанесены на нее так, что Эрос был похож на древнюю. Затем он продал его за большую цену через посредника кардиналу Риарио.”
Микеланджело изготовил «Спящего Эроса» в 1496 году, когда ему было всего 21. Но правда всплыла, и кардинал вернул статую дилеру, Бальдассару дель Миланезе, который без проблем вновь продал её. Так статуя оказалась сначала в коллекции Чезаре Борджиа, а затем у Гвидобальдо да Монтефельтро, в Урбино. В 1502 году Эрос опять оказался у Борджиа, который забрал его в качестве уплаты долга, а после преподнёс в подарок Изабелле д’Эсте в Мантуе, где статуя заняла своё почётное место уже в качестве оригинала Микельанджело.
Так статуя, которая существовала под видом древнего римского артефакта, стала более ценной спустя шесть лет, когда выяснилась правда, а её автор стал набирать популярность.
«Спящий Эрос» оставался в Мантуе, пока не был куплен королем Карлом I и доставлен в Англию в 1631 году. К сожалению, статуя была разрушена, вероятно, при пожаре в Уайтхолле, в 1698 году. А кардинал Риарио, тем временем, похоже, не был слишком опечален той аферой, в которой ему довелось поучаствовать, и стал первым покровителем Микеланджело в Риме. Интересно, что известный биограф художников эпохи Возрождения Джорджо Вазари не упоминает историю со Спящим Эросом, вероятно для того, чтобы не наводить тень на имя известного уже художника, а другой современник Микеланджело, Асканио Кондиви, пишет, что скульптура была объявлена древнеримской по инициативе недобросовестного посредника, тем самым, снимая вину с художника.
Спящий Эрос, конечно, был не единственной подделкой, выполненной Микеланджело. Даже Вазари, близкий друг Микеланджело, и его биограф, без всяких стеснений пишет о том, что у художника была привычка ради заработка копировать чужие рисунки и подменять ими оригиналы. “Он копировал рисунки старых мастеров так прекрасно, что его копии не могли быть отличимы от оригиналов, так тонко он тонировал и состаривал бумагу.” Что именно подделывал Микеланджело? Сохранились ли его подделки до наших дней? Возможно ли, что какие-то из шедевров, известных сегодня, не принадлежат на самом деле кисти их «авторов»? На эти вопросы ответа нет и вряд ли он когда-то появится.
Анна Сидорова © Gallerix.ru