17 августа Минобороны проводит тендер на продолжение питания «экспериментальных» частей – Национальной академии Сухопутных войск им. Сагайдачного во Львове и Западной военно-морской базы в Одессе (с флагманом ВМСУ фрегатом «Гетман Сагайдачный»)
А эксперимент состоит в постепенном отказе от аутсорсинговых компаний, предоставляющих услуги all inclusive – поставка продуктов, приготовление пищи, кормление военных — в пользу поставщиков продуктов и обслуживанию военных армейскими поварами, пишет Багнет. Заявленная цель, как сказала представитель Проектного офиса реформ МО и «мать эксперимента», официальный идеолог проекта «Реформа системы продовольственного обеспечения и питания ВСУ» Диана Петреня, — ориентация на стандарты НАТО.
Первая серия состоялась в последнем квартале 2015 года. «Перерасход средств на питание в ходе эксперимента составил для Львова – 3,4 млн. грн., для Одессы – 1,3 млн. грн., то есть по подсчетам специалистов ГШ за эксперимент заплатили 4,7 миллиона гривен бюджетных средств», — это доклад начальника Генштаба Виктора Муженко министру обороны Степану Полтораку.
В начале текущего года состоялась вторая серия. Тогда в торгах Минобороны на поставку продуктов в Одессу победила METRO Cash & Carry Ukraine. И сторонников «стандартов НАТО» не волновало, что компания, вопреки санкциям, работает с товарами России в Крыму, перейдя под юрисдикцию агрессора. Равно как никого не волновало, что в конкурсе на поставку продуктов во Львов победило ООО «Час мрій», созданное лишь годом ранее и известное только блокированием миллиардных тендеров Минобороны.
Естественно, обо всем этом писала пресса, указывая на явные прорехи как в самой идеологии эксперимента, так и практическом его воплощении. «Основной задачей эксперимента является создание системы продовольственного обеспечения ВСУ, которая обеспечит широкий выбор продуктов», — гневно ответила критике «со стороны «специалистов» и блоггеров, которые считают себя чуть ли не «экспертами», пресс-служба Минобороны .
Удивительно, но на «специалиста» в кавычках и «блогера» не обиделся даже начальник Генштаба. Наверное, трудно что-либо возразить специалисту и эксперту Петрене, которая, оправдывая эксперимент, так критиковала существующий солдатский рацион: «Предусмотрено ежесуточно 650 граммов хлеба и совсем не предусмотрен такой важный продукт как кофе».
Естественно, о проблемах говорили эксперты. «Мы кормим бойцов в рамках обычной системы питания на 57 грн. в день. Сейчас мы проводим процедуру по закупке продуктовых наборов для эксперимента: их ожидаемая стоимость, заявленная на торгах, составляет 63 грн. Но в эту сумму, в отличие от 57 грн., не входят все услуги, которые оказывают нам компании-поставщики. Сейчас они привозят продукты, сами готовят на своем оборудовании, они это все развозят, платят коммунальные услуги», — недавно объяснял глава Комитета по конкурсным торгам Минобороны Олег Свирко.
И подчеркивал: «Сейчас мы планируем купить по 63 грн. наборы продуктов, кроме этого, нам нужно будет посчитать зарплаты поваров, затраты на логистику, добавим туда коммунальные услуги, а с их учетом, согласно подсчетам департамента финансов, общая стоимость услуг питания по эксперименту составит 91 гривну. Для того эксперимента, который был, мы потратили почти 4,5 миллиона гривен на две военные части в три с чем-то тысячи человек, чтобы закупить необходимое оборудование. Тут на самом деле никакого эксперимента нет, мы просто вернулись к системе питания, которая была в 2002 году. Единственное отличие в увеличении наименования продуктов, которые командиры частей могут использовать, но ведь это можно сделать и в рамках существующей системы, вводя улучшенную раскладку продуктов».
Тем не менее, 17 августа МО проводит очередной тендер. Если помнить об озвученной начгенштаба цифре «перебора» в почти 5 млн. грн. только за четыре месяца прошлого года, не удивляет, что сейчас против экспериментальной траты бюджетных средств возражает Счетная палата. Она даже предоставила акт с расчетами, который пока не обнародован, но, надеемся, в скором времени мы его увидим. Впрочем, Минфин тоже надеется получить от организаторов эксперимента отчет о расходовании бюджетных средств, но пока его законное любопытство не удовлетворено.
Чего не скажешь о СМИ, которые, проявив профессиональный интерес, узнали, что «мать эксперимента» Диана Петреня и руководитель проекта «Реформа системы продовольственного обеспечения и питания ВСУ» Сергей Косенко уже провели собственный, внутренний, «тендер». В котором все виды на победу имеет опять-таки компания METRO Cash & Carry Ukraine. А вместо сомнительной ООО «Час мрій» — некое ООО «Торговая компания «Агропродпром-сервис».
О котором из открытых источников известно, что оно занимается оптовой торговлей и зарегистрировано во Львове по ул. Выговского, 5. Где зарегистрированы также ООО Львовское ТПО «Садыба», ООО «Рута-3», СП «Изабель» в форме ООО, а также ООО «Дывына»http://odnodata.com/egrpou/38557764. Еще известно, что у руководимого Марьяной Пастух «Агропродпрома» уставной капитал зафиксирован на отметке 50 (пятьдесят) тыс. грн. И это предприятие рассчитывает на миллионный контракт с Минобороны?
Из тех же открытых источников известно, что потенциальный поставщик Минобороны да еще и в рамках ориентирующегося на «стандарты НАТО» эксперимента известен «процессами века» о взыскании задолженности по договору купли-продажи в размере 104 тыс. 102 грн. 15 коп. А также о взыскании задолженности по договору купли-продажи в размере 188 тыс. 65 грн. 19 коп. Вот такой «Агропродпром»…
Пресс-службе Минобороны, конечно, виднее, кого обвинять в непрофессионализме. Но возникает вопрос. Вот уже год как в двух частях идет эксперимент, который, как и любая апробация новшества, отнюдь не является самоцелью – экспериментом ради эксперимента. За год можно определиться: эксперимент удался или провалился – это ведь не квантовая механика. И если он удался (чему, впрочем, противоречат подсчеты перерасходования бюджета) – почему его наработки не внедряются в другие части? В ходе эксперимента было анонсировано многократное (до 248 наименований) увеличение перечня продуктов по сравнению с традиционным. Включая кофе. Так почему оправдавший себя перечень не донести до выполнения предприятиям, оказывающим услуги по кормлению армии, так сказать, по старинке? А это, по большому счету, ВСЯ остальная армия, авиация и флот.
Почему каталог продуктов, разработанный в ходе эксперимента и, если верить его организаторам, доказавший свое право на жизнь, вот уже год используется лишь во Львове и Одессе, и не перекочевал в другие солдатские столовые? Чтобы не дать козырь тем, кто там кормит? И, наоборот, иметь козырь для рокировки на то же METRO Cash & Carry Ukraine и абсолютно «левых» компаний, не имеющих ни ресурса, ни опыта питания военных ВСУ, но – надо понимать – определенные рычаги влияния?
Потому возникает много вопросов. Например, о роли офицера Главного продовольственного управления Тыла Минобороны Александра Хмыза. Насколько известно, именно его привлекла в свою команду Диана Петреня, именно он по ее просьбе готовит «под ключ» весь пакет документов (в которых, мягко говоря, мало что петрят «реформаторы»), чтобы именно прошедшие «внутренний тендер» фирмы без сучка без задоринки прошли затем официальный тендер через хваленую систему «ПроЗорро».
«Предприятие (фирма, компания), которое определено победителем торгов, предоставляет услуги по поставке всего спектра продовольствия (от хлеба до специй). Командир войсковой части не имеет никакого отношения к средствам, закупке продуктов и выбора поставщика. Таким образом, риски появления коррупции исключены», — четко утверждалось в уже цитированном выше разъяснении сути эксперимента пресс-службой Минобороны.
В свете всего вышеизложенного эта мантра «риски коррупции исключены!» звучит исключительно как «чур меня!» во время одиночного ночного похода на кладбище в Хэллоуин.