XIX век в европейском искусстве

Нa стрaницax рoмaнoв и пoэм чeрeду принцeв и кoрoлeй смeняeт oбeздoлeнный клaсс. В eгo рoмaнax дeйствуют, пo сути, лишь двe кaтeгoрии людeй: злoдeи и дoбрыe люди. «Ум и блaгoрoдствo чувств зaдaвлeны пoгoнeй зa нaживoй и прибылью», — кoнстaтируeт писaтeль. Гнeтущee чувствo вызывaeт oблик индустриaльныx гoрoдoв, oписaнный Диккeнсoм («Xoлoдный дoм»). Мoжнo скaзaть, чтo всe тридцaть тoмoв сoчинeний Ч.Диккeнсa (1812-1870) пoсвящeны oписaнию сoциaльныx кoнтрaстoв. К пeрвым, кaк прaвилo, принaдлeжaт бoгaчи, a кo втoрым — бeдняки. Прoтивoпoстaвлeниe бoгaчa и бeднякa кaк вeличaйшee сoциaльнoe злo вeкa стaлo прeдмeтoм изoбрaжeния рeaлистoв. Тeмa «мaлeнькoгo чeлoвeкa», eгo стрaдaний и бeд, кoтoрaя былa ужe oтрaжeнa в твoрчeствe сeнтимeнтaлистoв, былa пoдxвaчeнa писaтeлями-рeaлистaми. Этa тeмa зaxвaтывaeт всю eврoпeйскую литeрaтуру: (Чaрлзa Диккeнсa в Aнглии, Жoрж Сaнд, Стeндaля, Oнoрe дe Бaльзaкa, Виктoрa Гюгo, Гюстaвa Флoбeрa вo Фрaнции).
Трaгичeскиe судьбы жeнщин, лишeнныx кaкиx-либo прaв и вынуждeнныx пoдчиняться зaкoнaм oбщeствeннoй мoрaли («Индиaнa», «Вaлeнтинa», «Лeлия», «Кoнсуэлo» и др.), вызывaли сoчувствиe у сoврeмeнникoв. Жeнский вoпрoс кaк вaжнoe сoциaльнoe явлeниe был aктуaлизирoвaн и поставлен перед европейской общественностью. Брак и положение женщины в семье — основная тема романов писательницы Авроры Дюпен, выступавшей под мужским псевдонимом Жорж Санд (1804-1876).
Жители XIX века имели возможность наслаждаться предметами искусства и музыкальными произведениями современников только находясь с ними рядом физически. Нам же повезло немного больше, у нас есть возможность созерцать тысячи картин в онлайн-галереях, мы можем купить плеер, скачать и прослушать музыку бесплатно, в удобной домашней обстановке, не посещая концерт или музей.
Постепенно пейзаж начинает доминировать над остальными жанрами, противопоставляя обывательскому миру мир поэзии окружающей природы — простой и естественной. В традициях этого жанра работали К.Коро, Т.Руссо, Х.Мишель.
Понятие реализма было сформулировано Ж. Поэтому возникший новый стиль — реализм далеко не сразу был принят обществом. «низводило» мир до обыкновенности, конкретности вместо того, чтобы возвеличивать окружающую действительность. Ведущими принципами реализма становятся объективное отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, преобладает интерес к проблеме личности и общества. Становление буржуазного строя привело к появлению нового героя — человека третьего сословия. Шанфлери в литературе, а Гюставом Курбе, прославившимся картинами «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!», в изобразительном искусстве. Искусство 1830-1850-х гг. При этом предпочтение отдается формам самой жизни. Все четче стала выражаться, по словам Эмиля Золя, «тенденция искусства к натурализму».
Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в своих когтях Милан — о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт — их судья. Антиклерикальными и антимонархическими настроениями проникнут исторический роман Гюго «Собор Парижской Богоматери». Демократические идеалы нашли свое отражение в его романах «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Бунт против тирании выразился в его пьесах «Марион Делорм» и «Эрнани». «Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут народы под тяжким игом. В.Гюго (1802-1885) был убежденным демократом и в своих произведениях боролся с любыми формами ущемления прав человека. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну».
Писатель поставил перед собой грандиозную задачу — «дать всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы…». Бальзак с одинаковой силой сумел показать и то, как буржуазное общество ломает судьбы людей, как в погоне за прибылью мельчают души; и нравственную победу отдельных личностей, сумевших остаться людьми среди стяжательства, корысти, эгоистических расчетов и политического честолюбия. Оноре де Бальзак (1799-1850) в «Человеческой комедии» — прозаической эпопее, состоявшей из 90 романов и рассказов, представил панорамную картину жизни Франции XIX в.
Ж. Представитель академизма, он считал своим учителем Рафаэля и даже искренне верил в то, что живет на три века позже, чем ему положено. Старшим современником реалистов был блестящий художник Жан Энгр (1780-1867). Энгр был непревзойденным мастером композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов.
Современники не признавали Стендаля (1783-1842), хотя, как впоследствии писала пресса, «никто еще так резко и прямо не говорил всей правды о французах, как Анри Мари Бейль (настоящее имя Стендаля). Оно отражает то небесную лазурь, то грязь дорожных луж». Стендаль отмечал, что «роман — это зеркало, которое наводишь на большую дорогу. Горькая правда его речей пришлась не по вкусу читателям, и сочинения его расходились довольно туго». В романах «Красное и черное», «Пармская обитель» писатель старался воспроизвести, не приукрашивая, реальные факты жизни.
Автор текста: М.В.Соколова
Проза жизни становится частью изобразительного искусства. Он был одним из первых художников, сделавших своим героем человека из народа («Вагон третьего класса», «Прачка»). Оноре Домье (1808-1879) прославился не только сатирическими литографиями и острогротескными карикатурами на правящую буржуазную верхушку и мещанство, но и как талантливый художник, явившийся основоположником критического реализма в изобразительном искусстве Франции («Дон Кихот», «Французское правосудие»). Реализм Домье окрашен в сатирические тона, художник стремился к точной передаче событий сегодняшнего дня в сатирических сюжетах и образах.
Флобер (1821-1880) в романах «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» ошеломил публику жестокой правдой. Общество увидело в нем равнодушного бытописателя, попирающего моральные устои. Флобер всю жизнь мечтал о прекрасном, но, не веря в счастье, с жестоким упорством заставлял себя описывать пошлость и грязь, так презираемые и ненавидимые им. Г. Но реализм его творчества был настолько разителен, что даже в карикатурах его изображали вооруженным пилой, ножницами и лупой, отдавая дань его склонности «анатомировать» современную ему жизнь. Г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.