Полуанбандлинг подземных хранилищ газа

Прeмьeр-министр и глaвa НAК «Нaфтoгaз Укрaины» увeряют, чтo нaкoплeнныx пoчти 22 млрд кубoмeтрoв гaзa в пoдзeмныx xрaнилищax (ПXГ) нa oсeннe-зимний пeриoд Укрaинe будeт дoстaтoчнo.

Нo чтo будeт с тeми жe «пoдзeмкaми», eсли aнбaндлинг «Нaфтoгaзa» всe жe произойдет, никто популярно объяснить не может.

С боем, захлестывающими эмоциями, а затем под овации конституционного большинства в последний день октября Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа». Таким образом законопроект №2239-1 узаконил ранее утвержденный правительством и несколько измененный парламентом план отделения и создания оператора газотранспортной системы.

Главным достижением этого документа многие считают то, что ГТС на 100% остается в госсобственности. Но есть один нюанс. Газотранспортная система Украины строилась во времена бывшего СССР вместе с подземными хранилищами газа, которые не только служили хранилищами, но и поддерживали давление и в трубопроводах большого давления (в основном экспортных), и в газораспределительной системе в Украине.

«Нафтогаз» долго убеждал, что транспортировка и хранение газа — две разные функции и разные бизнесы. И, очевидно, нынешнюю Верховную Раду убедил.

Однако судьба ПХГ пока неизвестна. Будет ли создано, по аналогии с транспортом газа, АО «Подземные хранилища газа Украины», как это предполагалось изначально? Будет ли оно зарабатывать хотя бы на свое содержание? А это зависит и от «транзитного» контракта с «Газпромом», и от планов европейских и американских газовых компаний (добывающих и трейдеров), и от ситуации на рынке газа в целом. Какие хранилища отдадут в аренду, концессию или вообще продадут, пока неизвестно. Но такая вероятность существует. Ведь ГТС оставили полностью в госсобственности, а ПХГ — только на 50%.

Переспорить конституционное большинство в сессионном зале практически невозможно. Но определяться с участью ПХГ необходимо. Тем более что в пылу многие депутаты «забыли», что приняли даже те поправки, которые соответствующий комитет не рекомендовал и даже не обсуждал.

Зато о некоторых согласованных решили не вспоминать. Речь, в частности, шла о том, что подземные хранилища газа являются неотъемлемой частью ГТС Украины. И если так, то и они не могут отчуждаться или передаваться в управление, кроме как по решению собственника.

Поэтому теперь законодателям снова придется вносить «поправки на поправки»». А, как известно, изменение даже одной запятой провоцирует внесение десятков поправок, в том числе и в связанные законодательные акты. И длится этот процесс долго. Даже если включить турборежим. А если так, то создание независимого от «Нафтогаза» оператора ГТС, неотъемлемой частью которого являются подземные хранилища газа, возможно, снова будет отсрочено? Разве что парламент срочно примет закон о судьбе ПХГ. А то, получается, премьер Гончарук и министр Оржель поторопились с публичным заявлением о том, что «наконец мы отделили транспортировку природного газа от его добычи и поставок; это то, что не могли сделать в течение последних трех лет»…

Алла Еременко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.