Большинство малышей любят заниматься изобразительной деятельностью, используя при этом карандаши и фломастеры, краски и мелки. Но чтобы это занятие приносило максимум удовольствия ребёнку и пользу для его развития, их творческой работой должен управлять взрослый. Процесс творчества окажет положительное влияние, если он будет правильно организован. В работе с детьми 3-6 лет используют три основных способа изображения: с натуры, по памяти и по представлению.
Наша рекомендация для москвичей: профессиональный художник-иллюстратор, выпускник Университета Шолохова, Анда Барс. Занимается с детьми и взрослыми. Её персональный сайт: http://andabars.com/uroki/risovanie-jivopis-dlya-detey
Рисование с натуры
Ребенок должен как можно точнее передать контур предмета, пропорцию соотношения его частей, расположение в пространстве. Детям 3-4 лет предлагают нарисовать отдельные предметы, при рассмотрении которых легко можно определить форму, величину, цвет. Сначала демонстрируют и рассматривают предмет, исследуют все его параметры. Затем можно попросить нарисовать его пальчиком в воздухе. Детям данного возраста предлагают изобразить фрукты, овощи, ягоды (помидор, огурец, вишню), мебель (стол, шкаф, кровать). Позже, когда дети научатся изображать отдельные предметы, переходят к несложным композициям, натюрмортам (тарелка с фруктами, ваза с цветами). Такие задания предлагаются ребятам 4-5 лет.
Далее переходят к рисованию объектов, состоящих из нескольких частей. Лучше на этом этапе использовать мягкие игрушки. Например, при рисовании мишки в процессе рассматривания дети выясняют, что для изображения головы и ушек следует нарисовать круги разных размеров, для туловища и лапок — большой и маленькие овалы.
Детям 5-6 лет задания усложняют: их учат обследовать и передавать на бумаге аморфные объекты. При этом необходимо отобразить не только внешние признаки, а и подчеркнуть их образность (стройный тополь, пушистая сирень, кудрявая береза, мощный дуб и т. д. ). Шестилетним ребятам предлагают нарисовать разные виды насекомых (жуки, бабочки, стрекоза), аквариумных рыбок (вуалехвост, меченосец), птиц (воробей, ласточка, дятел). При рисовании фигуры людей и животных наглядным материалом могут быть куклы в одежде (рисование силуэта в одежде упрощается), поделки из дерева, керамики и т. д.
Рисование по памяти
Предусматривается отображение характерных внешних признаков конкретного объекта с учетом его положения в пространстве в определённый момент (человек, животные в движении, стоя, лежа и т. д. ). В данном случае при исполнении работы перед глазами ребёнка нет изображаемого предмета. Например, при изображении идущего человека необходимо вспомнить соотношение движения рук и ног. Такие задания требуют от детей максимум внимания, сосредоточенности, терпения.
Рисование по представлению
Этот вид изобразительной деятельности характеризуется передачей общих признаков, характерных для общего вида объекта (например, фигура человека, животного, птицы) в свободном пространственном положении. Данный способ изображения предусматривает творческую импровизацию. Ребенок самостоятельно выбирает для себя объект (если это фигура человека, то можно нарисовать девочку, мальчика, старичка и т. д. ), его положение в пространстве (стоя, сидя, идущим на лыжах и т. д. ), которые отвечают его задумке.