Списoк укрaинцeв, пoпaвшиx в плeн зa линиeй рaзгрaничeния, пoпoлнилo eщe oднo имя. Нa «лнрoвскoм» блoкпoсту в Стaницe Лугaнскoй зaдeржaли судью Лугaнскoгo aпeлляциoннoгo судa Витaлия Рудeнкo. Слугa Фeмиды пoкинул нeпoдкoнтрoльныe тeрритoрии в июлe 2014 гoдa, нo рaбoту нe брoсил и прoдoлжил судeйствoвaть Лугaнскoм aпeлляциoннoм судe, кoтoрый пeрeнeсли в Сeвeрoдoнeцк.
Нeскoлькo нeдeль нaзaд у 44-лeтнeгo Витaлия Рудeнкo умeр oтeц, кoтoрый жил в нeпoдкoнтрoльнoм Крaснoдoнe. Oсoзнaвaя oпaснoсть, судья все равно решил ехать на похороны. Виталий Руденко оформил электронный пропуск, получил копию свидетельства о смерти. Имелись у него и устные договоренности с представителями «ЛНР» о том, что ему позволят беспрепятственно съездить на родину и провести отца в последний путь. Но на деле все оказалось иначе. Руденко «взяли» сразу: как только он оказался на на неподконтрольной территории его остановили для проверки документов, а через какое-то время сюда же подъехали «люди в штатском», которые увезли судью с собой.
По неподтвержденной информации, сразу после задержания родственникам Руденко позвонили с его телефона и предложили заплатить выкуп за его освобождение – 100 тысяч долларов. Таких денег у судьи и его близких не нашлось. На похороны отца Виталий Руденко так и не попал. Старика похоронили соседи и бывшие коллеги – судьи-пенсионеры.
Спустя месяц в Луганске «официально» заявили о задержании Виталия Руденко. Ему предъявляют обвинение в «государственной измене» из-за того, что судья выносил приговоры в отношении жителей, живущих на неподконтрольных территориях и пересекавших линию разграничения. Основная претензия к судье в том, что он якобы своим решением арестовал директора луганского водоканала, спровоцировав веерные отключения воды в Луганске и его окрестностях. Руденко свою вину не признает.
Украинские переговорщики подтверждают, что имя судьи уже есть в списках на обмен пленными.
— Мы обязательно будем поднимать вопрос освобождения Виталия Руденко на ближайшей встрече в Минске, — рассказал «КП в Украине» советник главы СБУ Юрий Тандит. – Мы владеем определенной информацией о его местонахождении и условиях содержания, но на данный момент я не имею права разглашать эти подробности, чтобы не навредить как самому пленнику, так и другим участникам переговорного процесса.
По словам Тандита, украинскими заложниками сейчас считаются более 110 человек.