Амбициозный перфекционист, страстный новатор, успешный предприниматель, талантливый рисовальщик – все это Дисней!
Им можно восхищаться или критиковать, но бесспорно одно: Дисней – признанный Царь горы, один из отцов-основателей мировой мультипликации и развлекательной индустрии. Но на минуточку представь себя одним из пяти детей в бедной американской семье плотника и учительницы в начале прошлого века, и ты поймешь, чего стоило подняться на эту гору. Вот здесь удалось найти многие из его фильмов.
Судьба рисовальщика
Уолтер Элиас Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго (штат Иллинойс), откуда через пять лет семья переехала на ферму в штате Миссури. Мама мальчика играла на органе в местной церкви и была глубоко религиозной женщиной, души не чаявшей в своих детях. А вот отец находился в вечных поисках себя и денег на содержание семьи, а ещё он был сторонником воспитания с помощью физических наказаний. Всю жизнь отцовскую заботу Уолт получал от своего старшего брата Роя. С детства Уолту нравилось рисовать. Когда было не на чем, малыш делал свои первые рисунки на… туалетной бумаге. На ферме он проникся той любовью к животным, которая потом наполняла жизнью его мультперсонажей. Однажды сосед, пораженный талантом ребёнка, купил у Уолта рисунок за 25 центов. Мальчишка не только продавал свои карикатуры, но и расплачивался, например, с местным парикмахером. А с 8 лет по требованию отца Уолт работал разносчиком. В 1917 году семья снова перебралась в Чикаго, и Дисней стал учиться на вечернем отделении Академии изящных искусств. А ещё он подрабатывал на заводе и рисовал карикатуры для школьной газеты. К концу Первой мировой 16-летний Дисней идет служить в Красный Крест водителем и уезжает во Францию.
Кстати, свою машину скорой помощи он раскрасил собственными рисунками. Вернувшись, устроился в газету Канзас-Сити, но его через месяц уволили из-за «неспособностей к рисованию». В газете он познакомился с Абом Айверксом, и они на многие годы становятся партнерами: у Аба больше развита художественная жилка, у Уолта – предпринимательская и новаторская. В гараже, переоборудованном под студию, они снимают серию мультфильмов «Смехограммы», которые крутят в местном кинотеатре. Однако в 1923-м их студия разорилась. В том же году Дисней (имея на руках 40 долларов, полученных от продажи камеры) вместе с братом Роем и Айверксом отправился в Голливуд. Брат одалживает ему денег из своей военной пенсии. Вскоре Дисней и Айверкс получают аванс от дистрибьютора на цикл «Страна чудес Алисы». Дисней горд тем, что придумал соединить анимацию и живых актеров, и считает, что его новая идея привлечет «представителей всех классов и обязательно завоюет экран». Фильм выходит в 1924 году, а через год Уолт женится на лучшей подруге жены Роя – Лилиан Бонде, которая работала у них в студии. Так к 24 годам Дисней становится женатым человеком и владельцем студии мультфильмов. А через 2 года Дисней и Айверкс создали своего первого популярного персонажа – кролика Освальда. Вскоре права на него у них отобрал дистрибьютор, который переманил и часть сотрудников. Впереди Уолта ждали ещё несколько подобных кризисов, предательств, провалов его студии и проектов (и в 40-е годы, и позже), но он никогда не сдавался. После Освальда следующим его персонажем стал Мортимер Маус, которого Лилиан предложила переименовать в Микки. Жизнерадостный мышонок, alter ego Диснея, дебютировал в двух немых мультиках, а в третьем фильме с Микки Дисней уже использовал озвучку. Это был «Пароходик Вилли» (1928), с которого началось триумфальное шествие маленького мышонка по миру. В 30-х годах появилась целая Вселенная Микки-Мауса (Плуто, Гуфи, Дональд Дак и др. )
Новатор и революционер
И все-таки прежде всего Дисней был новатором. Каждый его фильм становился новым шагом в развитии искусства мультипликации. Например, уже в следующем фильме после «Пароходика» – «Веселые симфонии» – персонажи двигались под заранее записанный звук. А в 1932-м Дисней впервые снял мультфильм на трехцветную пленку («Цветы и деревья»). Вскоре при студии была создана камера, способная снимать с нескольких планов: она позволяла добиться большей реалистичности, создавать эффект перспективы. С начала 30-х гг. Дисней мечтал о полнометражном фильме, но все коллеги были против. И вот в 1937-м выходит «Белоснежка и семь гномов». В прокате фильм сразу собирает миллионы долларов. За ним последовали и другие полнометражки – зрелищные, с незабываемыми мелодиями и жизнеутверждающими сюжетами. Особое место занимает «Фантазия» (1940). Все началось с короткометражки «Ученик чародея», с помощью которой Дисней хотел возродить славу Микки-Мауса. Но так увлекся, что снова создал нечто новое – сборник из 9 эпизодов, где живой оркестр, музыка великих композиторов и рисованные истории-ассоциации соединились в уникальное произведение. В фильме впервые на широком экране появился стереозвук. «Фантазия» получила два «Оскара» (1942), а в 1990-м её внесли в Национальный реестр фильмов США.
Сказка навсегда
В 1955 году сбылась давняя мечта Диснея о парке развлечений для детей и взрослых: он открывает «Диснейленд» в Анахайме (Калифорния). В 1960–70-х Дисней – в зените славы. Его фильмы и сериалы царят на телевидении. В 1965-м его мюзикл «Мэри Поппинс» с Джули Эндрюс и Диком ван Дайком критики единодушно признали шедевром (пять «Оскаров»): Уолт собрал в нём все, чего достиг в кино и анимации. Но уже через год после выхода «Мэри» Уолт Дисней покинул наш мир. А с 70-х студия, как всякая империя, достигшая расцвета, переживает годы упадка. Критики упрекают её в снижении качества и штамповке. Но уже в конце 80-х – начале 90-х появляются новые шедевры: «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Король Лев» и др. Переиздается в обновленных форматах классика Диснея. И вновь миллионы детей и взрослых пересматривают его фильмы, погружаются в атмосферу сказки и вновь обретают детскую веру в добро и чудеса.
Любимые персонажи радуют детей и взрослых в «Диснейлендах» Анахайма, Орландо, Парижа, Гонконга, Токио 4 Новаторские идеи Диснея всегда опережали своё время, недаром в его коллекции 32 «Оскара». Этот рекорд ещё никто не побил!
Любовь возвращается
В октябре 2014 года крупнейшая театральная компания «Стейдж Энтертейнмент» представила в Москве знаменитый мюзикл «Красавица и Чудовище». В этом году исполнилось 20 лет, с тех пор как на Бродвее состоялась мировая премьера мюзикла, в основе которого – одноименный анимационный фильм студии Disney (1991). В России мюзикл шел в 2008–2010 гг. Но вот наконец постановка возобновлена, и у нас есть возможность наслаждаться одной из самых популярных в мире историй любви в исполнении российских артистов.