О знаменитом театре трудно писать, хотя бы, потому что всё время приходится применять восхитительные эпитеты. «Ленком» достоин не только этих эпитетов.
Слава к этому театру пришла не сразу. До прихода сюда Марка Захарова, в качестве художественного руководителя театра побывали многие известные режиссёры. Например, совсем недолго у руля «Ленкома» был великий режиссер Анатолий Эфрос. Он успел поставить здесь всего лишь несколько спектаклей, но и они вызвали тогда бурю негодований у советской критики. Эфросу пришлось покинуть этот пост, а на его замену и пришёл Захаров.
Марк Захаров, 90-е
Марк Захаров принялся за дело рьяно и смело. И конечно же с современных пьес. Но при этом он начал создавать свой актёрский ансамбль. Практически тоже самое, позже, сделает Табаков в МХТ. К восьмидесятым годам в «Ленкоме» уже была создана блестящая труппа, которая притягивала публику. Билеты на спектакли «Ленкома» быстро стали дефицитом. Их не легко купить и сегодня, но в наши дни можно сделать это через интернет, на специализированных сайтах: http://www.lenkom-bilet.su без очередей и спекулянтов. Захаров выработал свой стиль подачи спектаклей, свой неповторимый стиль режиссуры.
О спектаклях стоит сказать особо. Хотя бы про некоторые из них. К примеру, «Легенда о Тиле». Это была первая работа Захарова с драматургом Григорием Гориным, которой в последствии станет официальным автором многих инсценировок «Ленкома». «Тиль» был первым опытом их совместного труда. В этом спектакле впервые был раскрыт талант сразу двух актёров – Инны Чуриковой и Николая Караченцова. А потом прогремела «Юнона и Авось» и она до сих пор играется на сцене. Тут смешение всего и мюзикла и драматического действа. Этот спектакль тоже из категории «шумных». Советская идеология болезненно воспринимала, например появление на заднике сцены Андреевского флага или же вовсе не понимала танцевальные па в некоторых моментах спектакля. А уж когда главная героиня обнажилась, то и вовсе разгорелся скандал. Но тем не менее спектакль выстоял. И главным стержнем в нём был всё тот же Караченцов, который 25 лет играл главную роль графа Рязанова.
Но пик премьер пришёлся на горячие 90-е годы. Захаров ставит спектакли за спектаклем, где ярко играют великие актёры Олег Янковский, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов и Александр Збруев, Инна Чурикова и Елена Шанина.
Евгений Леонов играл на сцене до конца своей жизни. Его последней блестящей работой в театре стала роль Тевье – молочника в спектакле «Поминальная молитва». Пронзительная игра актёра тогда потрясла всех, просто никто и не предполагал, что это его прощальная роль. В тот день, когда он умер, вечером должны были играть этот спектакль. Никто из зрителей не вернул билет в кассу, они оставили их себе в память об актёре.
Но вот в чём ещё одна прелесть этого театра – здесь нет иерархии. Даже самые знаменитые актёры спокойно могут играть в массовке. К примеру, Дмитрий Певцов, который блестяще играет Фигаро сегодня, завтра может выйти в подтанцовке в спектакле «Юнона и Авось». Правда сейчас Певцов уже сам играет Рязанова, поскольку с Караченцовым случилось несчастье. Демократичность этого театра поражает.
К чести Марка Захарова он не забывает о своих актёрах и старается помочь. Например, всё тот же Караченцов. Он сейчас с большим трудом восстанавливается после аварии и естественно не играет в театре, но решением руководителя театр выплачивает ему и его жене зарплату и тем самым хоть немного их поддерживает.
Но есть в театре и потери. Уже нет в живых Янковского, Абдулова, Леонова, Пельтцер. Ушли из жизни и автор театра Горин, и голос театра Павел Смеян. На грани жизни сейчас находится Леонид Броневой. Потери невосполнимые. Поменять актёров можно и возможно новые актёры сыграют роли ушедших лучше их. Но… это будет уже не тот стиль, не та игра, к которой уже успели привыкнуть поклонники «Ленкома».