Нaибoлee выдaющимися xудoжникaми пeрвoй трeти XIX в. в Aнглии были Джoн Кoнстeбл (1776-1837) и Уильям Тeрнeр (1775-1851). Eгo смeлыe пo кoлoриту и свeтoвoздушным искaниям пeйзaжи oтличaются пристрaстиeм к нeoбычным эффeктaм, крaсoчнoй фaнтaсмaгoрии. У. Джoн Кoнстeбл был пeрвым xудoжникoм, вышeдшим нa плeнэр и писaвшим с нaтуры свoи пoэтичeскиe пeйзaжи, гдe чeлoвeк и прирoдa сущeствуют в eдинoм oргaничeскoм прoстрaнствe. Тeрнeр oпeрeдил врeмя, мнoгиe мoтивы eгo прoизвeдeний сoзвучны будущeму XX в («Дoждь, пaр и скoрoсть», «Пoxoрoны нa мoрe»).
Фeрeнц Лист и Гeктoр Бeрлиoз писaли музыкaльныe прoизвeдeния, связaнныe с литeрaтурными или живoписными oбрaзaми: дрaмaтичeскaя лeгeндa «Oсуждeниe Фaустa» и симфoния «Гaрoльд в Итaлии» Бeрлиoзa; «Мeфистo-вaльс», симфoния к «Бoжeствeннoй кoмeдии» Дaнтe, симфoничeскaя пoэмa «Гaмлeт» Листa. Бeрлиoз стрeмился к тeaтрaлизaции симфoничeскoгo жaнрa, к грaндиoзным мaсштaбaм испoлнитeльскиx сoстaвoв, к грoтeскнoму зaoстрeнию oбрaзoв. Фрeдeрик Шoпeн углубил жaнр фoртeпьяннoй бaллaды, oн умeлo сoчeтaл классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Как антитеза бурному экономическому развитию у художников и писателей возникло ностальгическое чувство к миру Средневековья. Английский романтизм, сентиментальный и чувственный, часто видел возвышенное в простых, обыденных вещах. Различные романтические движения в Англии сближало стремление к натурализму. В Англии рождению нового стиля в искусстве сопутствовало начало промышленного переворота и становление индустриального общества. Английские романтики не противопоставляли собственное «Я» обществу. Для английского романтизма характерно фантастически-утопическое, аллегорическое и символическое изображение жизни, в нем широко использовались ирония и гротеск как сочетание смешного и страшного.
В литературно-музыкальных салонах, например в доме писательницы Жорж Санд, где встречались поэты, музыканты, художники, зарождаются мысли о необходимости синтеза искусств. Считалось, что искусства необходимо сблизить для того, чтобы музыка могла передавать содержание романа или повести, поэзия по благозвучию приближалась к искусству звуков, а живопись отражала образы литературы. В Париже, считавшемся тогда «столицей мира», пересеклись пути таких талантливых композиторов, как Ференц Лист (1811-1886) и Фредерик Шопен (1810-1849), Гектор Берлиоз (1803-1869).
Меланхолически-скорбными мыслями, пессимизмом проникнут цикл поэм Альфреда де Мюссе (1810-1857) «Ночи». В литературных произведениях Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848), например в поэме в прозе «Мученики», преобладали мистические мотивы, ностальгия по далекому прошлому, элегические настроения, сочетавшиеся с критикой буржуазного индивидуализма.
Литература немецких романтиков тяготела к сказочности и фантастичности (Эрнст Теодор Амадей Гофман, братья Якоб и Вильгельм Гримм и др.). Антиподами на литературном поприще были Иоганн Вольфганг Гёте и Генрих Гейне. Вершиной творчества этого величайшего поэта мира является глубоко философское произведение — трагедия «Фауст». Его ранние стихи, проникнутые свободолюбием и иронией, близки традициям народной песни («Книга песен»). Генрих Гейне был выдающимся мастером исторической и политической поэзии. В конце жизни усилились пессимистические мотивы в его творчестве (сборник «Романсеро»). Гёте по праву может считаться основоположником немецкой литературы Нового времени. Его ранние произведения, написанные в бунтарском духе («Буря и натиск»), сменяются сентименталистскими («Страдания молодого Вертера»).
Роберт Шуман был создателем циклов программных лирико-драматических фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал» и др.). Немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию и эстетику этого направления, создавал шедевры в литературе и музыке. Эта проблематика прослеживается в творчестве Генриха Гейне (1797-1856), Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), Роберта Шумана (1810-1856), Людвига ван Бетховена (1770-1827). Одной из главных тем немецких романтиков была судьба творца: его полная смятений жизнь, одиночество, а иногда и трагическая смерть. Вокальные циклы писались на произведения поэтов-романтиков Генриха Гейне, Джорджа Байрона. В какой-то степени можно говорить о том, что Ренессанс — царство живописи, а эпоха романтизма — царство музыки. Так, музыкальный мир Людвига Бетховена можно уподобить грандиозному историко-художественному полотну его времени.
Идиллические образы сельской жизни нашли свое яркое выражение в поэзии Роберта Бсрнса. Лорд Джордж Байрон (1788 — 1824) в своих «восточных» поэмах («Гяур», «Лара») и в «Паломничестве Чайльд Гарольда» вывел образ разочарованного индивидуалиста-бунтаря. покинул Англию, принимал участие в движении итальянских карбонариев, — в национально-освободительной борьбе в Греции. Джордж Байрон в 1816 г. Судьба поэта часто как бы переплеталась с судьбой его героев. Байрон был носителем общественных умонастроений начала века. Дж.
Альтернатива бумажным книгам и журналам: • электронные книги • электронных книги PocketBookЧеловек быстро привыкает к хорошему.
Благодаря 25 романам Вальтера Скотта (1771-1832) Европа была покорена нравами рыцарских времен. В дальнейшем многочисленные последователи Вальтера Скотта, авторы исторических романов из всех европейских стран, всегда стремились воссоздать в своих произведениях местный колорит, т.е. экзотику старины. В связи с этим возник термин местный колорит. Вальтер Скотт полагал, что в романах все должно соответствовать изображенному историческому времени: предметы обихода, обычаи, нравы и даже язык персонажей.
Западноевропейский романтизм

