0,6 млрд. євро от Еврокомиссии: не такие и большие деньги, но очень важные

Eврoкoмиссия пeрeчислилa Укрaинe 600 миллиoнoв eврo мaкрoфинaнсoвoй пoмoщи. Этo — пeрвый трaнш крeдитa в 1,2 миллиaрдa eврo, o кoтoрoм дoгoвoрились лeтoм вo врeмя визитa прeмьeрa Дeнисa Шмыгaля в Брюссeль. Пoнятнo, чтo всex финaнсoвыx прoблeм стрaны эти дeньги (20,38 миллиaрдa гривeнь пo нынeшнeму курсу) нe рeшaт. Вeдь для пoкрытия бюджeтнoгo дeфицитa дo кoнцa гoдa Минфину нужнo привлeчь oт мeждунaрoдныx крeдитныx институтoв и другиx зaимoдaвцeв, рaбoтaющиx нa мирoвыx финaнсoвыx рынкax, пo крaйнeй мeрe $3 миллиaрдa, o чeм гoвoрил нeдaвнo глaвa прaвитeльствa.

Нo. Этoт зaeм вaжeн, прeждe всeгo кaк пoзитивный сигнaл для другиx пaртнeрoв стрaны: с нaми мoжнo имeть дeлo. Нeсмoтря нa труднoсти и внутрeннee сoпрoтивлeниe, Укрaинa всe жe прoдвигaeтся пo пути рeфoрм. Вeдь услoвия прeдoстaвлeния Eврoкoмиссиeй этoгo крeдитa достаточно жесткие. Однако, что бы там ни говорили сторонники теории «внешнего управления страной», предусмотренные соответствующими соглашениями перемены нужны, прежде всего, нам самим, а не “дяденькам из Брюсселя и Вашингтона”…

“Мелочь” для бюджета, но важный шаг для страны?

По данным пресс-службы Еврокомиссии, предоставленные средства должны способствовать сохранению макрофинансовой стабильности в Украине и помочь в преодолении социально-экономических последствий пандемии. «Первый транш экстренной макрофинансовой помощи подтверждает солидарность Евросоюза с Украиной и продолжает наше длительное тесное сотрудничество. Выражаю искренние пожелания правительству Украины на 2021 год: внедрять программу реформ, улучшать стандарты жизни, продолжать борьбу с коррупцией и приближать Украину к ЕС», — подчеркнул исполнительный вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис. При этом, по словам еврокомиссара,» учитывая экстренный характер этой поддержки, первый транш не привязан к выполнению каких-либо политических условий».

А вот для того, чтобы получить второй транш (еще 600 миллионов евро), Украине придется постараться. Ведь Меморандумом о взаимопонимании, утвержденным в рамках ратификации кредитных договоренностей, предусмотрено выполнение Киевом восьми задач, разделенных на 4 блока — управление государственными финансами, управление и верховенство права (в том числе, борьба с коррупцией), улучшение бизнес-климата и секторальные реформы. Среди прочего, речь идет о передаче централизованных закупок лекарственных средств, медицинских изделий и индивидуальных средств защиты под контроль новобразованного ГП «Медицинские закупки Украины», продолжение реформы налоговой и таможни, формирование новой Высшей квалификационной комиссии судей, корпоратизацияи 10 крупнейших госпредприятий. И конечно же, о вопросе, который уже несколько лет находится на повестке дня переговоров Украины со всеми международными финансовыми организациями — институциональной независимости Национального банка. Его актуализация на этот раз была связана с решением сменить главу Нацбанка, которое фактически совпало с июльской поездкой Дениса Шмыгаля в Брюссель. Когда и договаривались об условиях предоставления упомянутых двух траншей макрофинансовой помощи от ЕС в рамках действующей программы, по которой, начиная с 2014 года, Киев получил 3,8 миллиарда евро (теперь — 4,4 миллиарда). Этот факт вызвал и беспокойство МВФ. Однако Украина достаточно быстро убедила партнеров: политика НБУ после смены руководства сохранится, исполнительная и законодательная власти вмешиваться в деятельность регулятора не собираются.

Об этой ситуации, кстати, Денис Шмыгаль напомнил в интервью “Украинской правде”, которое записывалось еще до получения первого транша от ЕС. «На пути к выполнению наших обязательств возникали ситуации, которые можно назвать турбулентностью — смена руководителя НБУ, вызвала беспокойство МВФ. Фонд, взяв на три месяца паузу, убедился, что НБУ и дальше независим, что его политика не изменилась, курс стабильный, основные цели Нацбанка остаются стабильными… С НБУ вопрос сняли. Но, к сожалению, мы потеряли минимум 3-4 месяца… Как только стабилизировалась ситуация с Нацбанком, появилось решение Конституционного Суда. Мы в течение двух дней приняли правительственное решение о возобновлении подачи деклараций и работы реестра. Президент подал довольно жесткий, но правильный на тот момент законопроект в парламент «. «Парламент принял соответствующие решения… компромиссные. И президент, и правительство будут настаивать, чтобы были более жесткие наказания за коррупционные деяния, в том числе — и за сокрытие информации в декларации», — добавил премьер.

Но. Есть вопрос: удовлетворят такие шаги наших европейских партнеров?

Еще труднее — учитывая череду тревожных событий вокруг судебной ветви власти — выполнить «судебный» раздел Меморандума с Еврокомиссией. Кроме полной перезагрузки Высшей квалификационной комиссии судей, Киев обязался создать Комиссию по вопросам доброчестности и этики, задачей которой станет перезагрузка другого самоуправляемого судейского органа — Высшего совета правосудия. Здесь, кроме сопротивления самой судебной системы, наблюдаем бешеную деструкцию со стороны отдельных политиков.

Принципиальное требование европейцев: и отбор членов ВККС, и формирования Комиссии доброчестности и этики должны проходить с участием международных специалистов. Многие оценивают это как «прямое вмешательство во внутренние дела». И полномочия КДЭ нам, мол, также навязывают из Брюсселя: в Меморандуме английским по белому написано, что Комиссия будет «осуществлять одноразовую оценку доброчестности и этичности членов Высшего совета правосудия и (если сочтет необходимым) рекомендовать их освобождение», а также «создать перечень предварительно отобранных (доброчестных) кандидатов в ВСП», из числа которых полномочные украинские органы и будут выбирать членов Высшего Совета правосудия…

Кроме того, Украина должна завершить аттестацию прокуроров на региональном уровне и начать процесс аттестации на местах. А подобные процессы у нас, как известно, происходят «со скрипом» — уже ввиду сопротивления и круговой поруки «прокурорских». И главное, что это — как раз та часть взятых Украиной обязательств, на выполнение которых правительство фактически не влияет. А подставить ему подножку — куча желающих. Конечно, рано или поздно соответствующие тектонические изменения в стране состоятся. Ведь такие шаги предусмотрены отечественным законодательством. Но когда? Еврокомиссия определила четкие сроки выполнения условий Меморандума — год с даты подписания. Иначе — не видать нам очередных 600 миллионов евро от ЕС как, скажем, победы киевского «Динамо» в Лиге чемпионов 2020-2021…

Получение транша: финансовый и имиджевый эффекты

Напомним, договоренности о кредитной поддержке Киев и Брюссель достигли 23 июля. Средства нам дадут на 15 лет по низкой плавающей ставке (сейчас — 0,125% годовых). То есть, заем еще выгоднее, чем кредиты от МВФ. И в разы привлекательнее, чем ресурс на рынках коммерческих займов. При этом в Брюсселе не раз подчеркивали: Евросоюз предоставляет макрофинансовую помощь тем странам, которые имеют действующую программу сотрудничества с Международным валютным фондом. И хотя, как отмечалось, получение первого транша, в отличие от второго, никакими дополнительными условиями не обременено, этот шаг Еврокомиссии, по мнению некоторых обозревателей, можно расценивать как подтверждение: с переговорным процессом между Украиной и МВФ все в порядке.

И, кстати, Денис Шмыгаль подтвердил: сроки приезда в Киев очередной миссии Фонда назовут уже в ближайшие дни. Другое дело, что столь желанного кредитного транша в $700 миллионов в этом году нам тоже не видеть — как… смотрите выше. Таким образом, все прежние надежды на международную поддержку, которая должна помочь погасить львиную долю нынешнего бюджетного дефицита, не оправдываются. За исключением упомянутого уже транша от ЕС и займов в рамках подписанных накануне соглашений с Европейским инвестиционным банком (в среднем на 640 миллионов евро, которые в этом году могут и не поступить).

«$3,7 миллиарда кредитных средств… Это около 1,5 миллиарда долларов — вторая часть транша МВФ, 1 миллиард Всемирного банка, и это макрофин от Европейского Союза — 1,2 миллиарда евро. Эти средства нам не поступили… Будь это кредитование, даже не в полном объеме, хотя бы $3 миллиарда, у нас вообще не было бы даже ощущения какой-то проблематики или кризиса», — объясняет премьер.

“Учитывая все это, получение первого транша макрофинансовой помощи от Евросоюза крайне важно, — отмечает в комментарии Укринформу председатель Экспертного совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. — Прежде всего, с точки зрения наполнения бюджета. Потому что с этим большие проблемы. И для правительства крайне важно не только закрыть нынешний год, но и открыть следующий. Ведь не секрет, что в январе-феврале, как правило, самые низкие бюджетные поступления (тем более, что из-за вероятного локдауна январь вообще может оказаться «провальным»). Поэтому профинансировать защищенные статьи в течение этих месяцев, а возможно — и в марте — важнейшая задача для Кабинета министров. Поэтому эти средства нужны, прежде всего, для сбалансирования финансов в период, когда поступления в госказну будут ограниченными».

По мнению экономиста, это событие важно и ввиду того, что, вероятно, подтверждает существование договоренностей МВФ и ЕС (господин Кушнирук уверен, что они взаимосвязаны) о готовности продолжать сотрудничество с Украиной. «Понятно, что в этом году МВФ денег нам не даст. Но непонятно, готов ли Фонд открыть финансирование уже в первом квартале 2021-го. Показательным будет объявление о приезде в Киев миссии МВФ. Конечно же, она приезжает не для того, чтобы принять решение. Но четкие заявления об этом переговорном этапе станут сигналом, что сотрудничество по крайней мере не заморожено. И предоставление первого транша финансовой помощи от ЕС, на мой взгляд, свидетельствует: в этом вопросе еще не все потеряно. Украина имеет все возможности возобновить сотрудничество — и с МВФ, и с Евросоюзом», — убежден господин Кушнирук. Хотя он и не исключает весомого влияния на решение Еврокомиссии осложнения пандемической ситуации в Украине, ведь еще в июле отмечалось: одно из назначений первого транша — именно поддержка протикоронавирусных мер. Что подтвердил сегодня и господин Домбровскис.

При этом Борис Кушнирук считает, что полученные от Еврокомиссии деньги в этом году вообще могут не использовать. Главное — профинансировать защищенные статьи расходов — как в декабре, так и в начале следующего года. И именно тогда эти деньги будут как находка. Возможностей же профинансировать нынешние расходы полностью страна, по мнению эксперта, уже не имеет.

Владислав Обух, Киев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.